http://culturalstudy.pstu.ru/                                                                                                          Комсомольский проспект, 29, ауд. 405, к.А.
Учебная
работа
Научная
работа
Наши защиты Конференции Проф-
ориентация
школьников
ФДОТ Расписание
Центр
социальных
технологий
Наши путешествия Инновационная
деятельность
Отзывы на
наши работы
История
кафедры
Учебная работа
В помощь студенту
Библиотека
Учебные пособия
Учебные программы
Работы студентов

Тема IХ. Субкультуры в культуре индустриального общества

Презентация – идентификация

Презентация и идентификация – два дополняющих друг друга способа взаимодействия человека с современным обществом.

Идентификация – попытка человека найти свое место (свое Я) внутри существующих институтов, структур, групп. Презентация – создание и разыгрывание того образа себя, который человек хочет предъявить окружающим. Идентификация и презентация у одного и того же человека могут быть различными.

Индивид, который презентирует себя перед другими … возможно, хочет [1] внушить им хорошее мнение о себе, или [2] чтобы они думали, будто он хорошего мнения о них, или [3] чтобы они поняли каковы его действительные чувства по отношению к ним, или [4] чтобы они не получили никакого определенного впечатления. … Поэтому когда индивид оказывается в обществе других, у него обычно появляются и причины … производить [нужное для него] впечатление на них. Например, если подруги в студенческом общежитии будут судить о девичьей популярности по числу вызовов к телефону, вполне возможно подозревать, что некоторые девушки начнут нарочно устраивать такие телефонные звонки.

Гофман И. 2000. С. 35.

Способы презентации политиков зависят от политического спроса, имеющего место на данной территории. Правила исполнения роли публичного политика определены обществом. Любое социальное действие будущего депутата требует учета всех ожиданий других людей. И человек стремится сыграть того, за кого его принимают.

Кимерлинг А.С. 2002. С. 34.

«Идентичность» [как термин] призвана подчеркнуть нестабильную, многогранную, изменчивую и разрозненную природу современного «я».

Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.75.

Человеку бывает необходимо идентифицировать себя – охарактеризовывать, позиционировать по отношению к уже известным людям, определить свое место в [мире]… В современных условиях, способствующих разнообразным контактам с людьми вне сферы личного знакомства, такие случаи идентификации особенно распространены. Они включают ежедневные жизненные ситуации так же, как и более формальные и официальные контексты; идентификация себя и других фундаментально ситуационна и контекстуальна.

Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.85.

«Самопонимание» … [ – это] чувство того, кто ты есть, социальной принадлежности и, как производная от первых двух – готовность к определенного рода действию.

Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.89.

Холодный пятничный вечер, дождливый и ветреный. Ты одет не по погоде, для вечеринки. Наконец, ты отстоял в длинной очереди, желающих попасть в клуб. Вышибала, или, как он предпочитает называться, охранник рукой закрывает путь тебе и твоим друзьям. Он кидает взгляд на тебя и остается недоволен твоим возрастом. Все, что у тебя есть, - это деньги. Но этого не достаточно (или, реже, у тебя нет нужной суммы). <…> В повседневных ситуациях, таких как эта, идентичность человека сначала неясна, но потом определяется. Но идентификация не всегда столь проста или столь тривиальна. Она способна поколебать основы нашей жизни.

Jenkins R. 2004. P. 1-2.

…человек определяется разыгрываемыми им комедиями ничуть не меньше, чем искренними порывами души. Речь идет о чувствах, которые нам недоступны во всей глубине; но они частично отражаются в поступках, в установках сознания…

Камю А. 189. С. 229.

Карл Радек [в своей автобиографии] видел себя деятелем общеевропейского значения, был секретарем Коминтерна и описывал свою жизнь как серию метаморфоз, которые верно приближали его к нынешнему состоянию, являясь результатом сознательного труда и многих прозрений, но также и удачи. Прожитая жизнь описывается … как череда менявшихся этнокультурных идентичностей: галицийский еврей – читатель немецкой классики – польский националист и католик – швейцарский студент – австрийский гражданин – немецкий журналист – русский эмигрант.

Эткинд А. 2005. С. 61.

Субкультура

Субкультура – устойчивая, самостоятельная модель поведения группы людей, по-своему воплощающая ценности и нормы индустриальной (большой) культуры.

Субкультуры, подобно социальным движениям, вовлечены в противостояние между культурным воспроизводством, социальной интеграцией и социализацией; они как правило уделяют внимание стилю жизни, самореализации [человека] и формированию идентичности.

Hanfler R. 2004. Р. 422.

Общество, пришедшее на смену традиционному, предлагает [человеку] большой выбор одобряемых карьер – официальных и неофициальных. Стремление к уважению или почету возможно [реализовать] как внутри, так и вне институциональной структуры общества. Ограничения социального статуса в образовании, на работе или в семейной жизни может быть компенсировано активным участием … в субкультурах, которые обеспечивают временное социальное признание.

Heinz W.R., Krьger H. 2001. Р. 35.

Люди «схватывают» субкультуру посредством использования и демонстрации соответствующего ей набора артефактов. Я использую термин «переносчики» для обозначения тех, кто разделяет данную субкультуру или ее часть. Что важно, эти группы выделяются по признаку участия в культурной презентации, [а не по социальному статусу].

Enfield N.J. 2000. Р. 47.

…субкультуры во многом конструируются СМИ, члены субкультур овладевают чувством свободы от общества в том виде, в котором оно представлено масс-медиа.

Bennett A. 1999. P. 604.

…такой вид субкультуры интересует нас более всего. Специфическая одежда, стиль, проблемы тедди-боев, модов, рокеров или скинхэдов отделяют их, с одной стороны, друг от друга, а, с другой – от более общей культуры мальчиков из рабочего класса в целом. Через свою одежду, действия, стиль жизни они могут давать разные, с точки зрения культуры, ответы на проблемы, поставленные их социальной классовой позицией. При этом участие в той или иной субкультуре не отгораживает их от проблем более общей «родительской» культуры. Таким образом, субкультура остается починенной по отношению к господствующей культуре.

Холл Ст., Джеферсон Т. 2000. С. 151.

Сами для себя мы можем думать, что наша одежда выражает нас самих, но на самом деле, она выражает в то же самое время и среду нашего обитания, подобно рекламе, поп-музыке, легкой фантастике, чтиву, фильмам второго сорта. Именно так это происходит на … неинтеллектуальном, чисто инстинктивном уровне. Стиль одежды служит также и индикатором стиля жизни и в качестве такового обращается к подсознательным ценностям…

Брейк М. 2000. С. 152.

Средний класс

Средний класс – группа людей в индустриальном обществе, выражающая наиболее полно его ценности, нормы и представления. Образ жизни человека среднего класса предполагает непрерывное образование (повышение квалификации), постоянную, достойно оплачиваемую работу, семью, домашний комфорт, развлечения и отдых.

Э.О. Райт («Классы», 1985) разделяет людей на классы в соответствии с теми ресурсами, которые они имеют или контролируют. Основное различие наблюдается между теми, кто имеет собственность (т.е. источники дохода, такие как фабрики, государственные ценные бумаги, акции) и не имеет ее … Классы собственников – это капиталисты (буржуазия – элита) и малая буржуазия (в большинстве своем работающие на собственном малом предприятии). Классы несобственников – это рабочий класс и средние классы. Классы несобственников различаются в соответствии с тем, контролируют ли они производственный процесс или заняты самостоятельной, высококвалифицированной деятельностью на рабочем месте. Те, кто обладают хотя бы одним из этих признаков, относятся к средним классам.

Baum S. 2002. Р. 354.

В результате различий в доходах люди, принадлежащие к низшим и средним классам, бесспорно отличаются друг от друга по своим взглядам на жизнь, материальным условиям жизни и жизненному опыту, но они часто не имеют сознательного представления об этих различных взглядах и их классовой основе.

Миллс Ч. 1959. С. 60.

Термины «предприниматель» и «чиновник» – это термины, вызывающие представления о людях из средних классов… Когда говорят о предпринимателе классического типа, то предполагается, что в ходе ведения своего предприятия он рискует не только вложенными деньгами, но и всей своей карьерой…

Миллс Ч. 1959. С. 155.

От успешного представителя среднего класса требуется в совершенстве владеть престижной статусной культурой; что обеспечивается хорошим знанием культуры своей компании, культуры местности [в которой он живет] и этнических особенностей. Так же, как школьники переключают коды [поведения], когда они с улицы забегают в класс, … зрелые представители среднего класса научаются «переключению культуры» при перемещении из одного социального окружения в другое. Такие индивиды владеют множеством стилей…, но они используют их выборочно с разными людьми и в разных условиях. (Мужчина из среднего класса, женатый на конторской служащей, должен иметь представление о спорте и рок-музыке [для бесед] на работе; обсуждать политику и здоровое питание с друзьями своей жены; и прививать восхищение Брамсом и Пикассо своим сыну и дочери.)

DiMaggio P. 1987. P. 445.

Маргиналы

Маргиналы – группа людей, не принадлежащая устойчивым социальным и культурным институтам, не принимающая/отрицающая общие идеалы.

Если человек очень затрудняется назвать себя кем бы то ни было, он – никто, маргинал, без имени и места в жизни.

Батыгин Г.С. 1995. С. 104.

Моя основная гипотеза состоит в том, что отклоняющееся поведение … можно рассматривать как симптом разрыва связи между предписанными культурой стремлениями и определенными социальной структурой путями осуществления этих стремлений.

Merton R. 1968. P. 188.

Сама возможность маргинального существования в обществе уже свидетельствует о том, что общепринятые смыслы не всемогущи в своей принудительной силе. Еще больший интерес представляют те случаи, когда индивидам удается собрать вокруг себя некоторое количество последователей и заставить, хотя бы самых близких из них, признать отличные от принятых в обществе трактовки окружающего мира.

Бергер П. 1996. С. 133.

…возможности к эволюции «маргинала» не закрыты, просто потому, что его личность остается несформированной. Часть характерных для него личных подходов к восприятию действительности находится в примитивной форме, другие могут стать осмысленнее, но … вместе они не создадут стабильного и упорядоченного набора, и … индивид, таким образом, останется открытым для всех и всяческих воздействий. <…> В любом случае, непоследовательность – фундаментальная черта его активности.

Thomas W.I., Znaniecki F. 1958. Р.1853, 1855.

Если общество успешно блокирует все потенциально опасные реакции индивида в процессе формирования личности, то в итоге получается индивид, для которого не останется ни проблемы личностного развития, ни внешних конфликтов, требующих решения, ни внутренних преодолеваемых противоречий – это будет ограниченный, стабильный, довольный собой «обыватель». Если же, напротив, подавление проходит неуспешно и бунтарские реакции набирают силу до того, как у индивида сформирована система стабилизирующих представлений, то индивид не готов к встрече с возникающими проблемами, не способен их различать или сублимировать – развивается непоследовательный, нон-конформистский, «маргинальный» тип…

Thomas W.I., Znaniecki F. 1958. Р. 1871.

Для конца XX века характерен образ маргинала, близкого к природе, с цветком в губах или на ружье (это представление ассоциируется с событиями 1968 года). Но вскоре его вытесняет другой образ, соответствующий резко изменившейся обстановке. На фоне неумолимо нарастающего экономического кризиса меняется и ожесточается облик маргинала: теперь это африканец, приехавший работать во Францию. Именно он заклеймен как олицетворение всех зол и опасностей.

Фарж А. 1989. С. 145.

Copyright © Кафедра культурологии ПГТУ 2007  culture@pstu.ac.ru
Веб-мастер  crov@mail.ru