Из истории кафедры
В 1982 году в Пермском политехническом институте была создана кафедра этики, эстетики, научного атеизма. Ее заведующим был назначен Николай Захарович Коротков, в то время кандидат философских наук, доцент. Штат кафедры составляли пять человек: преподаватели философии Владимир Леонидович Соболев и Владимир Иванович Кондратенко, филологи Лариса Васильевна Сиротенко и Козлова Ольга Дмитриевна. Преподаватели кафедры вели три основных курса: этика, эстетика и научный атеизм для студентов всех специальностей ППИ. Занимались внеучебной работой: в 1985 году на кафедре стал работать студенческий научный кружок «Миф и сказка». С 1989 года кафедра стала проводить ежегодную научно-практическую конференцию студентов и аспирантов «Майские чтения», которая со временем получила статус всероссийской. В это же время была открыта «Театральная гостиная», в которой проводились встречи с ведущими мастерами театрального искусства Перми. В 1987-90 гг. на кафедре проводились социологические исследования по теме «Эстетические аспекты производственной деятельности на предприятиях Перми» и «Театр и зритель».
В 1993 году на базе кафедры «Этика, эстетика, научный атеизм» была создана кафедра культурологии, которую с 1995 года возглавил доктор исторических наук. профессор Олег Леонидович Лейбович.
Владимир Леонидович Соболев (1941-2002)
После окончания в 1965 году исторического факультета Пермского госуниверситета, В.Л.Соболев работал в лаборатории социологии политехнического института (1967 - 1973). В 1982 году Владимир Леонидович защитил кандидатскую, а в 1998 - докторскую диссертацию на кафедре философии МГУ. Историк по образованию, романтик по мироощущению, он часто проводил время в археологических экспедициях. Эти знания позволили ему не только читать лекционные курсы по этике, научному атеизму, позднее - культурологии, но и подготовить совместно со своими учениками учебное пособие по этнографии (2001). Круг научных интересов Владимира Леонидовича был весьма разнообразен. От «Пропедевтики культурологии» (2000) до вопросов веры (монография «Вера», 2001). От истории науки и техники (этот курс был разработан для студентов-дизайнеров) до проблем перевода и теории коммуникации.
Владимир Леонидович входил в ученый совет Пермской художественной галереи, проводил социологическое исследование в Пермском театре оперы и балета.
В течение многих лет Владимир Леонидович работал на химико-технологическом и автодорожном факультетах ПГТУ.
В память о Владимире Соболеве
Как рано ты ушел из жизни быстротечной,
Сам виноват, – сказать с улыбкой смог…
Все свыше, все судьба? Нет, мастер дел заплечных
Судьбою нынче правит, а не бог!
Давно ль под Бондюгом, в палатке неприютной,
В студенческом раю торжествовал твой бог:
Гитара старая напоминала лютню,
Все пели заполночь, хоть и валились с ног.
Бог ликовал, когда ты пил с друзьями -
Всегда веселый, никогда хмурной –
С беспечными, как дети, мастерами
Неяркой пермской кисти… и со мной.
Теперь умолк твой бог, и потемнел твой мир,
Когда угас ты, непокорно-юный…
С небес тоскливо сыплется сапфир
С песком в могилу бога. Рвитесь струны!
Н.К.
Владимир Иванович Кондратенко (1931-2002)
Владимир Иванович Кондратенко родился в Ленинграде, в 1956 году закончил историко-филологический факультет Пермского госуниверситета по специальности «Филология». Уникальная память, хорошие сценические и актерские данные позволили Владимиру Ивановичу стать самым активным участником драматической студии, которая была создана при университете в 50-е годы. Он выступал на одной сцене вместе с ныне известными Львом Давыдычевым, детским писателем, Александром Малафеевым, генеральным директором ПНИТИ, Владиславом Белецким, доцентом ПГТУ. Ряд спектаклей поставил Марк Захаров – бессменный режиссер театра «Ленком». В Пермском политехническом институте Владимир Иванович работал старшим преподавателем на кафедре философии, позднее в этой же должности на кафедре этики, эстетики, научного атеизма. О его эрудиции студенты слагали легенды. Он умел многие сложные для студентов-технарей понятия подать в очень увлекательной форме, в очередной раз завершая свой рассказ фразой: «Энгельса надо читать, господа». Владимир Иванович хорошо знал русскую поэзию, мог прочесть наизусть «Евгения Онегина». Владимир Иванович виртуозно владел всеми диалектами русского языка. В соавторстве с В.Л.Соболевым им были написаны работы:
- Кондратенко В.И., Соболев В.Л. Первобытное общество: миф и религия// Религиозные представления в первобытном обществе. Пермь, 1987.
- Кондратенко В.И., Соболев В.Л. Характер образования – характер общества //Образование на Западном Урале: история, современность, перспективы развития. Пермь, 1993.
- Кондратенко В.И., Соболев В.Л. Субботин-Пермяк и становление нетрадиционной культуры переходного периода// Проблемные вопросы истории, культуры, образования, экономики Северного Прикамья. Пермь, 1994.
- Кондратенко В.И., Соболев В.Л. Вера, ее формы и функции в культуре // Культурная эпоха как проблема культурологического анализа. Пермь, 1994.
В последние годы жизни Владимир Иванович работал со студентами-заочниками ПГТУ, читая им курс культурологии.
Инна Александровна Рогова
С 1982 по 1990 годы на кафедре работала Инна Александровна Рогова. Она окончила Пермский госуниверситет по специальности филолог, переводчик. В политехническом институте читала курс этики, истории культуры, стояла у истоков проведения первых научно-практических конференций аспирантов и студентов «Майские чтения». Участвовала в написании коллективной монографии «Семья: все начинается с любви» (Пермское книжное издательство, 1987. Вела киноклуб на строительном факультете вместе с Юлией Баталиной. Фильмы тогда доставали интересные, и это было непросто. После просмотра было обсуждение. Делала выставки в главном корпусе. Особенно хороши были выставки графики Михаила Павлюкевича и Игоря Одинцова - тогда молодых, а сегодня известных пермских художников.
Занималась переводами художественной литературы с английского. Издательствами Перми и Москвы опубликовано более двух десятков книг в ее переводах. В 1986 году увлеклась керамикой. Обучалась и работала в мастерской Натальи Корчемкиной. С 2001 года – член Союза художников России. Принимала участие в выставках «Perm Period» и «Faraway Breezes», США, 2005 и 2006; «Красное=золотое: истоки», Чехия, 2005; многочисленных выставках Перми и Москвы. Работы Инны Роговой находятся в государственных и частных коллекциях России и за рубежом. Сегодня Инна Александровна готовится к поездке в Испанию, где будет участвовать в международной выставке.
|
|
|
Керамика. Фарфор. Мистер Икс |
Керамика. Фарфор. Прогулка вдвоем |
Керамика. Фарфор. Фея Сирени |
|
|
|
|
И.Рогова. Птицы |
|
|