|
Тема VIII. Культура индустриального общества
Город
Город – основное место жительства людей индустриального общества. Основными элементами города являются завод, рынок, школа. В городе человек включен во взаимоотношения со многими незнакомыми людьми.
Город требует от личности вступать в анонимные взаимоотношения с абсолютными незнакомцами. Горожане составляют не сообщество, а толпу. Как заметил Зиммель, до эпохи широкого развития общественного городского транспорта людям никогда не приходилось попадать в ситуацию, когда бы они смотрели друг на друга минуты или даже часы, не обмениваясь ни словом. Чтобы выжить в городе, нельзя рассчитывать на сочувствие. Отношения в городе функциональные и посредником в них являются деньги. От горожанина ожидается, что он обязан играть одновременно несколько анонимных ролей – как покупатель или продавец, как наниматель или наемный служащий, как пассажир в автобусе или метро. Успех в большом городе требует пунктуальности, бдительности и резвости. <…> Современный горожанин – индивидуалист, эгоист, замкнутая и расчетливая личность.
Врис Г. де 2002. С. 290.
… Город является огромным сортировочным механизмом, который безошибочно отбирает из всего населения людей, наиболее приспособленных к жизни в определенном месте или в определенной среде.
Park R. 1952. P.79.
Города – прежде всего центры наибольшего развития разделения труда; в этом они порождают такие крайности, как доходную профессию «четырнадцатого» в Париже: это лица, которые в обеденное время готовы явиться в соответственном платье всюду, где за обедом собралось тринадцать человек; их можно разыскать по вывеске над их дверью. Соответственно увеличению своих размеров, город предоставляет все больше условий для разделения труда…
Зиммель Г. 2002. С. 32.
Город представлялся пространственно связным образованием, воплощавшим в себе особый образ жизни (стремительной, светской, анонимной) с отчетливым пространственным и социальным разделением труда внутри него, со специфическим отношением к деревне, стране в целом и к «внешнему миру», а также… цивилизацию и прогресс.
Амин Э., Трифт Н. 2002. С. 211.
Повседневная жизнь обычного человека в большом городе потенциально и реально полна разнообразия. Оно обеспечивается возможностями свободного перемещения в городском пространстве, сменой сферы труда, широтой контактов, постоянными изменениями форм досуга… Если попроще, в городе, как это принято считать, жить легче и веселее. Однако разнообразие всегда подразумевает элементы неравенства, которое в свою очередь порождает конфликты. Они могут быть довольно разными по масштабу – от крупных социальных катаклизмов или революций до разлада внутри самого человека, чувствующего свою ненужность, неполноценность, безличность в этом многовариантном мире… Иначе говоря, притягательная городская жизнь полна опасностей и соблазнов, которые порождают страх и вожделение… «Ужасы» и «искусы» большого города, в число которых в первую очередь входят алкоголь, наркотики, преступность, азартные игры, могут меняться…
Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. 2003. С. 9.
Настоящее время – это уже эпоха, … [которая] непосредственным образом задается императивами потребления. Диктатура автомобиля … расчленяет [города] и задает новое, все дальше и дальше продвигающееся рассеяние. При этом моменты незавершенной перестройки городской текстуры временно поляризуются вокруг " раздаточных предприятий", т.е. построенных на пустырях и привязанных к парковочным стоянкам гигантских супермаркетов…
Дебор Г. 1999. С. 175.
Экономизм
Экономическая форма рациональности, или экономизм … предполагает распространение рациональных моделей поведения, прежде всего в сфере обмена, предпринимательства и потребления.
Лейбович О.Л. 1998. С. 131.
[В современном мире произошел] … странный сдвиг в отношении человека к личным ценностям в более узком смысле, сдвиг, который … приобрел решающее значение для всего остального строения жизни. Я разумею тот факт, что живой человек в его счастьем и горем, с его потребностями и требованиями вытеснен из центра круга интересов и его место заняли две абстракции: нажива и дело. <…> Предприниматели хотят стремиться к процветанию дела и должны осуществлять наживу (даже если они не поставили ее своей сознательной целью). <…> [В наше время] процветать – значит приносить доход
Зомбарт В. 1994. С. 131-132.
Современного экономического человека (каким он всегда в наиболее чистом виде проявляется в американском предпринимателе) воодушевляет воля к единственно рациональному устроению хозяйства, и он обладает и решимостью осуществить эту волю, следовательно, применить всякий наиболее совершенный метод, будь то метод коммерческой организации или счетоводства или производственной техники, потому что он самый рациональный, что, естественно, с другой стороны, означает, что он, не стесняясь какими бы то ни было трудностями, оставит старый метод в тот момент, когда он узнает о существовании лучшего.
Зомбарт В. 1994. С. 138.
Городская культура несет в себе все необходимые элементы экономической рациональности в ее грубом неотрефлексированном виде: умение просчитывать ожидаемые поступки других людей, поставленных ситуацией в положение соперников, соотносить усилия и желаемые результаты, постоянно переходить от одной социальной роли к другой, иначе говоря, эффективно адаптироваться к изменчивой социальной среде. (…) Экономическая рациональность оказывает воздействие на все остальные формы культуры: искусство, религию, политику… Она создает собственные критерии для их оценки, определяет статус и приписывает функции, иначе говоря, упорядочивает их по своему образу и подобию. Происходит коммерциализация всех форм культуры. Экономическая логика поглощает все остальные.
Лейбович О.Л. 1998. С. 133.
За последнюю неделю декабря ожидание [Нового года] становится таким плотным, таким электрическим, лихорадочным и нервическим, что к 31-му люди уже просто изнемогают. Магазины избавляются от полугодового запаса товаров. В туристических фирмах менеджеры запивают цитрамон кока-колой пополам с виски и страшной крепости растворимым кофе: спать нельзя, надо работать. Тыщи соотечественников решают улететь в эти безумные дни туда, где море, пляж и курзал.
Метелица К. 2002. С. 80.
Индивидуализм
Индивидуализм – освобождение человека от навязанных ему группой поведения и идей, самостоятельный и ответственный выбор жизненной стратегии.
Средневековый купец совсем не похож на своего потомка ХХ века… В средние века купец обыкновенно сам сопровождал свои товары, часто один путешествует с небольшим грузом в далекие страны, подвергаясь всевозможным случайностям… В этих поездках, в постоянных торговых расчетах, в непрерывных мирных и враждебных столкновениях с людьми всякого сорта вырабатывалась самостоятельность, развивалось критическое отношение к действительности. … В сумме все эти приобретения ума, чувства и воли в достаточной степени подготовляли переход к новой культуре, и если считать главным отличительным признаком ее индивидуализм, могучий рост личного начала, то нельзя будет не признать, что именно та жизнь, которой жил купец, представляла наиболее удобную питательную почву для индивидуализма, что именно те качества, которые воспитывала экономическая и общественная практика горожанина делали прежнего рыхлого и сырого человека сильной индивидуальностью.
Дживелегов А.К. 1998. С. 14 – 15.
Средневековый индивид, выполняя множество традиционных ритуалов, видел в них свою подлинную жизнь. Индивид буржуазного [индустриального] общества, наоборот, проявляет повышенную чувствительность и даже неприязнь к тому, что кажется ему «заданным» извне, это делает его «Я» гораздо более значимым и активным, но одновременно и более проблематичным.
Кон И.С. 1978. С. 185.
Более богатая и многогранная личность нового времени… нуждается в обособлении от других, добровольно ищет уединение. В то же время она острее переживает одиночество как следствие дефицита значимого общения и неспособности выразить богатство своих переживаний.
Кон И.С. 1978. С. 212.
«Открытие Я» «фаустовским человеком» означало рост его социальной активности, готовность взять на себя личную ответственность не только за свои собственные поступки, но и за судьбы мира…
Кон И.С. 1978. С. 223.
Рыночные технологии
Рыночные технологии – поведение, направленное на долговременное получение максимальной денежной прибыли, с учетом способности конкретного человека к определенному роду деятельности.
Рынок не является закрытой социальной системой, в которую полностью интегрированы все ее элементы. Индивиды, действующие на рынке, полностью вовлечены в рыночную жизнь. Одновременно они остаются в иных социальных структурах, действующих по другим законам, нежели рынок. Причем их поведение на рынке определяется этим порядком. В то же время устройство рынка гарантирует неограниченный выбор контактов каждого индивида с каждым, открытость социальных возможностей индивида, в полной власти которого остается решить, с кем, каким образом и как долго поддерживать контакты и вступать во взаимодействие.
Bahrdt H.P. 1961. S. 39-40.
…с практической точки зрения, принятие свобод, предлагаемых обществом потребления, равносильно принятию, хотя бы циническому, рациональности, эффективности и предусмотрительности рынка – что влечет за собой принятие сопутствующего тезиса об исключительной важности денег и всего, что подразумевает обладание ими: иначе говоря, прежде всего, зарабатывания их, хотя выиграть их с риском, унаследовать их и т.д. – также более, чем приемлемо. И разумеется, если деньги добыть незаконным путем, из этого вовсе не должно автоматически следовать, что полученные таким образом деньги дурно пахнут.
Кларк Д.Б. 2002. С. 57.
Странствующий ремесленник, предлагающий то в одном, то в другом городке свои услуги плетелщика соломенных стульев или трубочиста, будучи весьма скромным потребителем благ, все же принадлежит миру рынка – именно к нему он обращается за ежедневным пропитанием. Если у него сохранились связи с родной деревней и на время жатвы или сбора винограда он возвращается к крестьянскому труду, то значит, он снова пересекает границу рынка, только в обратном направлении. Крестьянин, который регулярно сам реализует часть своего урожая и регулярно покупает орудия труда и одежду, уже принадлежит рыночной сфере. Тот же, кто едет в город продать немного продуктов, яйца, птицу, чтобы уплатить налоги или купить лемех для плуга, лишь приближается к границе рыночной сферы, оставаясь частью огромной массы натурального хозяйства… Что касается лавочника, то он положительно является субъектом рыночных отношений.
Бродель Ф. 1993. С. 24.
Полистилизм
Полистилизм – состояние культуры, при котором индивид/группа может свободно выбирать или вырабатывать внешнее оформление ролевого поведения.
…“современного стиля вообще” не существует, современных стилей много. “Маятник Фуко” был тоже переведен не “современным стилем”, а “стилем интеллигентского просторечия”, и единство этого стиля было выдержано изумительно, без всяких вкраплений.
Гаспаров М.Л. 2004. С. 298.
В соборе Василия Блаженного, в Московском университете на Воробьевых горах, в башнях Московского Кремля можно увидеть элементы чуть ли не всех архитектурных стилей от Византии до Мавритании. При этом каждый из этих объектов сразу и безошибочно узнается как московский.
Паперный В. 2004. С. 118.
Сегодняшняя Москва – это необыкновенно живой, растущий, быстро изменяющийся город. <…> Город, где переплелись Европа и Азия, архаическое и сверхсовременное, где перезвон сотовых телефонов сливается с гулом церковных колоколов.
Паперный В. 2004. С. 131.
Зимние праздники всегда устроены так: Сочельник – Рождество – Новый год – Крещение… Так да не так. Два стиля, две системы. Младенец Иисус в наших краях родился вроде как в январе. После, то есть, Нового года. <…> Наши зимние праздники устроены столь нетривиально, что в этом стоит детально разобраться. Сначала наступает Рождество, которое для нас как бы не Рождество. Мы его называем западным или, еще, католическим. Празднуют, конечно, не только католики и вообще не только христиане, а практически весь мир, включая Китай, Малайзию и Таиланд. Но для нас (как и для китайцев и малайцев) этот праздник необязательный, факультативный. Клубный – вроде Хэллоуина и дня Святого Валентина. <…> О необычной, феерической, незабываемой встрече Нового года мечтают все, тайно или явно. Кто-то снимает на ночь номер в метрополе-национале, кто-то идет искать впечатлений на Красной площади. Но празднуют, хоть как-то, - все. Даже … духовенство. Тихо, в домашнем кругу, но накрывают стол и смотрят праздничный концерт. Вместе со всеми трудящимися.
Метелица К. 2002. С. 79-81.
|