Тема VII. Модернизация как культурный процесс
Рациональность
Рациональность – способ восприятия окружающего мира, основанный на научных логических представлениях и соответствующий ему тип поведения, предполагающий расчет собственных затрат и выгод, предвидение последствий.
Действие рационально в той мере, в которой оно преследует цели, достигаемые в условиях данной ситуации и при помощи наиболее подходящих средств, которыми располагает актор. «Наиболее подходящими» считаются средства, оцениваемые с точки зрения критериев … науки.
Парсонс Т. 2002. С. 113.
…формы повседневной жизни все больше рационализируются. Семья подобна фабрике, досуг подобен работе, взаимоотношения с соседями подобны межгосударственным отношениям, – все стремятся стать частью функционально рациональной целостности. В противном случае все выходит из-под контроля или оказывается игрушкой иррациональных сил.
Миллс Ч.Р. 1998. С. 193.
[В России конца XIX века] падают [тиражи изданий] исторических и юридических сочинений. Напротив, растут медицинские, сельскохозяйственные и технические [издания] – с 1,7 до 2,6 млн. экз. в год.
Милюков П.Н. 1994. С. 353.
В романе [«Остров сокровищ»] … есть пират, который постоянно обдумывает и рассчитывает свое будущее и непроизвольно вызывает симпатии… Это – одноногий Сильвер, владелец трактира в порту Бристоля, кок на корабле и главарь бандитов. Сильвер демонстрирует нам другой тип поведения и, более того, осуждает стремление «джентльменов удачи» окунуться в настоящее, погрузиться в пучину сиюминутных радостей и настроений: «Они уходят в плавание с сотнями медных грошей, а возвращаются с сотнями фунтов. Добыча пропита, деньги растрачены – снова в море в одних рубашках. Но я поступаю не так. Я вкладываю свои деньги по частям и в разные банки, но нигде не кладу слишком много, чтобы не возбудить подозрений».
Авторитет Сильвера обуздывает спонтанные порывы пиратов, приводит их действие в систему, определяет целенаправленность, необходимую для успеха в деле. Для пиратов он является тем «внешним контролем», который придает их деятельности рациональность, придает стихии эмоций, страстей, потребностей целостность и укладывает их в соответствующее русло.
Мальцев А.А. 2001. С. 65-66.
Образование
Образование – процесс получения знаний и навыков, необходимых для жизни в современном обществе, оформившийся в виде социальных институтов.
Можно выделить два равноценных социальных института, имеющих ключевое значение для модернизации; это денежная система и система образования. Первая обеспечивает возможность эквивалентного обмена, без чего немыслим рынок, вторая – способность людей рационально действовать в условиях рынка, без чего общество индустриального типа не в состоянии существовать
Лейбович О.Л. 1996. С. 40.
Новое течение в школьной жизни составляет такой же продукт изменившихся общественных условий и усилий идти навстречу нуждам нового нарождающегося общества, как и изменения в промышленности и торговле.
Дьюи Д. 1922а. С.41.
Возможность получить работу, достаток, уверенность и самоуважение человека для большинства людей обычно зависит от образования… Образование человека – это его самый ценный капитал…
Геллнер Э. 1995. С. 89-91.
Социальный институт образования обеспечивает в обществе устойчивость, социальный порядок, … поскольку связан многообразными отношениями с другими социальными институтами (например, производства, науки, культуры, семьи) и оказывает на них сильное влияние.
Зборовский Г.Е. 2000. С. 28.
… цель школьного обучения состоит не том, чтобы передать учащимся определенный набор готовых знаний, а в том, чтобы научить их эффективнее учиться у самой жизни.
Манхейм К. 1994a. С. 462.
… образование – это … один из многих социальных факторов, воздействующих на поведение человека, и как таковой, хотим мы этого или нет, всегда служит социальным целям и сознательно направлен на формирование определенных типов личности.
Манхейм К. 1994a. С. 463.
Сельская школа, так же как и городская, стремятся к большей свободе и объединению школьной жизни ребенка с окружающей его средой и реальными задачами гражданина. <…> Найти путь, как добывать знания, когда они нужны, - вот настоящая цель приобретения знаний в школе, а не знания сами по себе.
Дьюи Д. 1922б. С.4, 12.
Капиталистический этос
Капиталистический этос – свод жизненных правил (основанный на религиозной морали), требующий от человека добросовестного выполнения трудовых обязанностей, честности и ответственности в делах, умеренности в тратах, планирования собственных поступков.
[В протестантизме считается, что] не бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит приумножению славы Господней… Жизнь человека чрезвычайно коротка и драгоценна, и она должна быть использована для «подтверждения» своего призвания… Время безгранично дорого, ибо каждый потерянный час труда отнят у Бога. <…> Труд… как таковой является поставленной Богом целью всей жизни человека».
Вебер М. 1990b. С. 186-187.
… полезность профессии и, следовательно, ее угодность Богу в первую очередь определяются с нравственной точки зрения, затем степенью важности, которую производимые в ее рамках блага имеют для «всего общества»; однако в качестве третьего и практически безусловно наиболее важного критерия выступает ее «доходность». Ибо если Бог… предоставляет кому-нибудь из своих избранников какой-либо шанс для извлечения прибыли, то … верующий христианин должен следовать данному указанию свыше и использовать предоставленную ему возможность.
Вебер М. 1990b. С. 190.
«Помни, что время – деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен – если он расходует на себя только шесть пенсов – учесть не только этот расход, но и считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов. <…> Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги. <…> Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть… и так далее, пока не получится сто фунтов. <…> Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов». Б. Франклин «Советы молодому предпринимателю».
Вебер М. 1990b. С. 71-72.
… честность полезна, ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием, умеренностью – все эти качества именно поэтому [т.е. из-за их экономической выгоды] и являются добродетелями.
Вебер М. 1990b. С. 74.
«Человек не для того родился на свет, чтобы проспать свою жизнь, но чтобы прожить ее деятельно». Праздность непозволительна никому, каждый должен быть постоянно чем-то занят. Хозяйственность означает правильное распоряжение собственной душой, телом и временем…
Встав рано поутру, следует распланировать свой наполненный трудами день заранее. Организуя свое время, можно его значительно удлинить… Впрочем, труд, которым заняты все, не обязательно должен быть тяжелым и изнурительным: и тут надо знать меру… В жизни необходимы минуты веселого заслуженного отдыха. Все в доме должно быть хотя и не роскошным, но удобным; простым, но самого лучшего качества, ибо добротные вещи и прочнее, и больше радуют глаз.
Оссовская М. 1987. С. 375.
Частное-публичное
Частное-публичное – сферы жизни человека, разделенные в индустриальном обществе. Частная (приватная) сфера – это личная жизнь человека, закрытая от влияния и любопытства других людей. Публичная сфера связана с исполнением предписанных функций и социальных обязанностей, она открыта для оценки и критики со стороны окружающих. Частное и публичное дополняют друг друга.
Чем больше современное массовое общество рационализируется…, тем больше в нем действует тенденция к нейтрализации … моральности [религиозные законы, чувства и нормы] или к тому, чтобы оттеснить ее в область «частного». В публичной сфере общество стремится ограничиваться функциональными нормами.
Манхейм К. 1994b. С. 304.
Использование понятия «приватное» в обыденной речи отсылает к областям социальной жизни, которые закрыты от всего, что не является личным или домашним. Это отделенная, привилегированная и защищенная от публичного (общественного) контроля сфера переживаний.
Bailey J. 2000. P. 384.
…важная граница проходит между частной и публичной жизнью. Исходным пунктом в любой деятельности субъекта является защищенное от внешнего воздействия пространство частной жизни. Именно в рамках пространства частной жизни человек выходит за рамки [обязательных для него] социальных ролей и защищает свою индивидуальность от социально навязываемых требований…. В рамках частной жизни человек остается самим собой и играет лишь те роли, которые он сам выбирает. Важно заметить, что пространство частной жизни защищает индивида … от иногда нежелательного вмешательства в его дела близких людей.
Олейник А.Н. 2001. С. 20.
[Значение приватной сферы в жизни человека возрастает, когда] становится очевидным отчуждение от публичного мира государства, рынка, гражданского общества и общины и в целом от сферы формальных организаций. <…> Ощущение упадка энергии публичной жизни, разочарование в политике и отторжение гражданственности, разрушение привлекательных политических и культурных утопий, … снижение уверенности в собственной [способности к] социальной солидарности, чувство опасности и «конечности», - часто отмечаемы в публичной сфере.
Bailey J. 2000. P. 382-383.
Допотопной глупостью [речь идет о Советском союзе в 60-х годах ХХ века] казались торжественные собрания, кумачовые скатерти, речи по бумажке. Все по-настоящему важное могло происходить только в сфере «фамильярного» контакта. Стихи не читали, а слушали. Юбилейные заседания превращались в дискуссии. Капустник торжествовал над МХАТом. Стенгазеты конкурировали с газетами. Самодеятельность (тот же КВН) вытесняла профессионалов. И даже первый секретарь Центрального комитета КПСС не чурался импровизации.
Вайль П., Генис А. 2001. С. 71.
Нации-национализм
Нация – граждане одной страны, объединенные представлениями об общем происхождении, истории и будущем, как правило, обладающие единым языком и традициями.
Попытки … объяснить, почему некоторые группы превратились в «нации», а другие – нет, предпринимались часто; они опирались либо на один критерий, например, язык или этническую принадлежность, либо на совокупность таких критериев, как язык, общая территория, общая история, культурные характеристики и т.п. … Все эти попытки дать объективное определение нации оказывались безуспешными и по вполне очевидной причине: лишь некоторые из обширного класса подобных общностей можно причислить к «нациям» совершенно не задумываясь, а значит, всегда находятся исключения.
Хобсбаум Э. 1998. С. 12.
В жизни человечества произошла важная и отчетливая перемена. Новый мир, в котором национализм, то есть соединение государства с «национальной» культурой, стал общепринятой нормой, в корне отличается от старого, где это явление было редким и нетипичным. Существует огромное различие между … [старым миром и новым], который складывается из единиц, четко отграниченных друг от друга, выделяющихся по «культурному» признаку, гордящихся своим культурным своеобразием и стремящихся внутри себя к культурной однородности. Такие единицы, в которых идея независимости связана с идеей культуры, называется «национальными государствами».
Геллнер Э. 2002. С. 146.
… главной областью, где набирает плоть националистическое чувство, является уровень обыденной, частной жизни. В конечном счете, люди становятся националистами, поскольку убеждаются в ежедневном общении – на работе или в свободное время, – что их «этническая» принадлежность существенно влияет на отношение окружающих, которые либо испытывают к ним уважение и симпатию, либо – ненависть и презрение. Источником национализма является не идеология, а конкретный повседневный опыт.
Геллнер Э. 2002. С. 176.
Информация, поступающая от центральных СМИ, становится определяющей при формировании образа той или иной национальности в социальном сознании, она играет решающую роль в разделении общества на «своих» и «чужих» по национальному признаку. Особенностью формирующихся таким методом образов является их недоступность для критического восприятия.
Кабацков А.Н. 2002. С. 152.
|