Тема VI. Традиционная культура
Дуализм
Дуализм в традиционной культуре – система представлений о божественном разделении на две части: (1) мира – божественного (сакрального, высшего) и профанного (земного, низшего); (2) человека – духовного и телесного; (3) общества - благородного сословия и простецов; (4) поведения – богоугодного и греховного и т.д.
Более того, мир священного – это, по определению, мир отделенный. Он противопоставлен профанному миру по всем параметрам, какие мы только можем вообразить. Отношения человека с этим миром весьма специфичны: с одной стороны, его природа непостигаема, закрыта от человека, с другой стороны, когда мы хотим обратиться к нему, мы применяем жесты, язык и представления, которые мы используем для манипуляций с обычными вещами.
Durkheim E. 1976. P. 317.
…символичны не отдельные акты или предметы: весь посюсторонний мир не что иное, как символ мира потустороннего; поэтому любая вещь обладает двойным или множественным смыслом, наряду с практическим применением она имеет применение символическое.
Гуревич А.Я. 1999. С. 227.
Христианство создает противоречивую ситуацию, в которой находится личность. С одной стороны, человек провозглашается подобным Богу - своему творцу. <…> Человек - Венец творения. С другой стороны, человек - раб Божий. Служение Богу не унижает, а, напротив, возвышает и спасает человека. Но служение требует смирения, подавления личных склонностей… Свобода воли, провозглашаемая христианством, оборачивается заповедью избегать всего, что может помешать спасению души. И хотя теологи подчеркивали, что личность человеческая представляет собой единство души и тела, все заботы христианина должны были направляться на первый компонент его личности, даже к явному ущербу второго компонента. Ибо душа и тело пребывают в разных измерениях - душа принадлежит вечности, а тело подвержено порче времени.
Гуревич А.Я. 1999. С. 230-231.
Социальные отношения с их оттенками, полутонами уступили место обществу, жестко разделенному на два полюса, на два класса, одному из которых было уготовано право господствовать над другим, эксплуатировать его. Наверху – сеньоры, внизу – те, кто трудится, подневольный народ; наверху – «сильные люди», внизу – «бедняки»; наверху – те, кто обладает законным правом носить оружие, внизу – те, кто отныне такого права лишен.
Дюби Ж. 2001. С. 62.
Вера
Вера – особые отношения человека с высшим существом (Богом), включающие в себя (1) постоянное сравнение человеческих поступков с предлагаемыми религией образцами (Священным писанием), (2) специфические способы взаимодействия с высшим существом (молитвы, посты, аскеза, соблюдение религиозных догм), (3) представление о земной жизни как об испытании перед жизнью небесной.
Поскольку регулятивный принцип средневекового мира – Бог, мыслимый как высшее благо и совершенство, то мир и все его части получают нравственную окраску. В средневековой «модели мира» нет этически нейтральных сил и вещей: все они соотнесены с космическим конфликтом добра и зла и вовлечены во всемирную историю спасения. Поэтому время и пространство имеют сакральный характер; … труд мыслится либо как наказание за первородный грех, либо как средство спасения души; не менее ясно связано с нравственностью и обладание богатством – оно может таить погибель, но может стать источником добрых дел.
Гуревич А.Я. 1999. С. 223-224.
Раннее средневековье было проникнуто чувством греховности... Все вокруг – цветы, земля, животные, люди, сами звезды и небеса были заражены языческим грехом... Но в XIII веке наступило искупление...
Честертон Г.Ч. 1991. С. 238.
Народные суеверия смешаны в [сложных религиях] с самыми рафинированными догмами. Ни религиозное мышление, ни деятельность не распределены здесь равномерно в массе верующих; разными людьми, кругами, в различных обстоятельствах верования, как и обряды, воспринимаются по-разному. В одном случае это … монахи, в [другом] – миряне; встречаются мистики и рационалисты, теологи и пророки и т.д.
Дюркгейм Э. 1994. С. 72.
Как правило, религия рассматривает человека самого по себе, не обращая внимания на особенности, накладываемые на общую основу законами, привычками и традициями какой-либо страны. Основная цель религии – урегулирование отношение между человеком и Богом, права и основные обязанности людей вне всякой зависимости от формы общества. Предписываемые религией правила поведения относятся не столько к гражданину определенной страны и эпохи, сколько к сыну, к отцу, к рабу, к господину, к ближнему. Обращаясь к самым основам человеческой природы, религия может быть одинаково воспринята всеми людьми без исключения и применима повсеместно.
Токвиль А. де 1997. С.17.
Аскеза/праздность
Аскеза – поведение, основанное на самоограничении желаний и потребностей с целью приобщения к высшим идеалам (для людей традиционного общества - приблизиться к Богу).
Праздность – преднамеренное уклонение от трудовых обязанностей, сознательный и символический отказ от тяжелой работы.
«На этих соборах [т.е. собраниях]… все были согласны с тем, чтобы отныне на каждой неделе святыми днями будут пятница – с воздержанием от вина и суббота – с воздержанием от мясной пищи». Среди правил, установленных в 994 году собором в Ансе, было уважение святости воскресного праздника; в этот день запрещалось иметь дело с деньгами, разрешалось «покупать лишь то, что надобно для дневного пропитания».
Дюби Ж. 2001. С. 113.
…идея аскетизма … коренится в учении Блаженного Августина о противоположности Града Божия – церкви и града дьявола – мира.
Основная формула аскетизма выражена в словах Катерины Сиенской: «Бог противоположен миру, и мир противоположен Богу». Кто хочет возлюбить Бога, должен уйти от мира; другого выбора нет. Мир и мирское – все предано проклятию. Все помыслы необходимо направить на небесное, на загробное существование.
Дживелегов А.К. 1998. С. 10.
Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые «праздники дураков» («festa stultorum») и «праздник осла», существовал особый, освященный традицией вольный «пасхальный смех» («risus paschalis»). Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону.
Бахтин М.М. 1990. С. 9.
Организующее карнавальные обряды смеховое начало абсолютно освобождает их от всякого религиозно-церковного догматизма, от мистики и от благоговения, они полностью лишены и магического и молитвенного характера (они ничего не вынуждают и ничего не просят). Более того, некоторые карнавальные формы прямо являются пародией на церковный культ.
Бахтин М.М. 1990. С. 11.
Обращение в ранний период к праздности как к господствующему средству поддержания репутации объясняется архаичным разграничением благородных и низких видов занятий. Праздность [привилегированных сословий] почетна и становится обязательной отчасти потому, что демонстрирует освобожденность от низкого труда.
Веблен Т. 1984. С. 126.
Традиции (регламенты, кодексы)
Традиция – созданная в предыдущих поколениях модель поведения, автоматически повторяемая потомками, востребованная в изменившихся обстоятельствах.
Что считать традицией? А что не является традицией? «Если термин “традиция”, - пишет Макс Радин, - понимать в его буквальном значении, то традиционными будут все элементы общественной жизни, за исключением тех относительно немногих новшеств, которые каждое столетие создает само для себя, и тех прямых заимствований из других обществ, которые можно наблюдать тогда, когда имеет место процесс диффузии». При таком понимании «традиция» становится почти синонимом термина «культура». <…> Собственно говоря, каждое явление, имевшее место в прошлом (или же приписываемое прошлому), может при определенных условиях быть признано традицией. <…> Все прошлое – потенциальная традиция.
Шацкий Е. 1990. С. 212-213.
Следует признать, что «традиция» одинаково важна во всех устойчивых обществах [традиционных и современных], но различными бывают ее механизмы, а также оценки самого факта зависимости от предков.
Шацкий Е. 1990. С. 288.
Жизнь традиционного общества подчинена раз и навсегда установленным канонам. … Поведение индивида строго сообразуется с разветвленной системой запретов и поощрений. Человек не стоит перед выбором, он следует образцам, санкционированным религией, правом и моралью.
Гуревич А.Я. 1999. С. 133.
…в любой группе существовал свой регламент – устав, статут, кодекс поведения, писанный или традиционный [т.е. устный], строго обязательный для всех членов коллектива. Регламент не давался корпорации сверху властью, он вырабатывался самой этой группой…
Гуревич А.Я. 1999. С. 155.
… представители господствующего сословия больше, чем кто-либо в феодальном обществе, были подчинены строгому регламенту, диктовавшему их поведение. Принесение омажа [т.е. клятвы верности] и расторжение связи с господином, объявление войны и участие в турнире, служба сеньору при его дворе и отправление функции судьи требовали неукоснительного следования дотошным и неизменным правилам, выполнением ритуала. Разработанный кодекс рыцарской чести предписывал сложные процедуры и соблюдение этикета, отход от которого даже в мелочах мог уронить достоинство рыцаря в глазах других членов привилегированного класса.
Гуревич А.Я. 1999. С.165.
Социальная иерархия
Социальная иерархия – установленный вертикальный порядок групп (сословий или слоев или классов) в обществе; всеми признаваемое неравенство людей.
В варварском [традиционном] обществе человек уже рождается с определенным правом, - он принадлежит либо к роду знатных, либо к роду рядовых свободных, либо к потомкам зависимых или несвободных и пользуется теми правами, которые присущи соответствующей социальной категории.
Гуревич А.Я. 1999. С. 135.
… Принадлежность к социальному разряду или слою определяет поведение индивида. Все стороны его жизни регламентированы, заранее известно, как он должен поступать в той или иной ситуации, - выбора почти не существует. Любой поступок должен соответствовать строгим предписаниям, вытекающим из сознания принадлежности к группе, из чувства чести, носившего не столько личный, сколько родовой, семейный характер.
Гуревич А.Я. 1999. С. 136.
От людей разного статуса ожидали соответствующих их статусу поведения, образа мыслей, личных достоинств. Благородство, воинская доблесть, щедрость, мудрость – это признаки родовитого, знатного человека, достойного своих знаменитых предков. Меньше рассчитывали на наличие таких выдающихся качеств у простых людей незнатного рода… Человек должен был вести себя сообразно своему статусу, несоответственное поведение его воспринималось обществом как нечто неслыханное.
Гуревич А.Я. 1968. С. 418.
… Налагаемые дворянством тяготы терпели из-за гарантий безопасности и сохранности интересов. Дворяне обладали притесняющими всех привилегиями и обременительными для всех правами, но они обеспечивали общественный порядок, отправляли суд, способствовали исполнению закона, помогали слабому, вели общественный дела.
Токвиль А. де 1997. С.29.
Сеньор действовал в качестве представителя короля в своем приходе, выступал посредником между королем и прихожанами, он … уполномочен приводить в жизнь прихода общегосударственные законы, создавать ополчение, собирать подати, объявлять веления государя, распределять королевские вспомоществования.
Токвиль А. де 1997. С.28.
Прискакав к королю в разгар битвы с боевым донесением, рыцарь не смеет обратиться к нему первым и ждет, пока король заговорит с ним, даже если это промедление губительно отразиться на ходе сражения.
Гуревич А.Я. 1999. С.166.
Сословия
Сословие – группа людей в традиционном обществе, принадлежность к которой передается по наследству, а попытки выхода из нее строго осуждаются. Для каждого из сословий существуют особые ритуалы, запреты и трудовые обязанности; собственные святые покровители.
Средневековый человек всегда член группы, с которой он теснейшим образом связан. Средневековое общество корпоративно сверху донизу. Союзы вассалов, рыцарские объединения и ордена; монастырские братии и католический клир; городские коммуны, гильдии купцов и ремесленные цехи; … - эти и подобные человеческие коллективы сплачивали индивидов в тесные микромирки, дававшие им защиту и помощь и строившиеся на основе взаимности обмена услугами и поддержкой. … Связи, которые объединяли людей в группу, были гораздо сильнее, нежели связи между группами или индивидами, принадлежавшими к разным группам.
Гуревич А.Я. 1999. С. 155.
В одном из них [миров] – ухоженные, приведенные в порядок земли. Этот порядок здесь поддерживают священники, воины и находящиеся в их услужении люди – управляющие, сборщики налогов, крупные арендаторы, а также наполовину независимые от них предприниматели – мельники и кузнецы. Церковь, замковая башня, люди в услужении – три порядка – сословия. Действительно, вновь возникает идеология трех дополняющих друг друга функций…
Дюби Ж. 2001. С. 75.
Все они [рыцари] кичились своими знатными предками. Именно благодаря происхождению эти рыцари считались людьми благородными. Благородство обязывает быть добродетельным по примеру предков, но оно и освобождает от любого подчинения.
Дюби Ж. 2001. С. 93.
Филиппу было восемь лет, когда умер его отец, а в шестилетнем возрасте он уже был помазан. Никого не удивляло, что на троне оказался малый ребенок. Королевское служение являлось честью, а честь передавалась от отца к сыну, по старшинству во всех знатных родах Франкии.
Дюби Ж. 2001. С. 152.
… крепостной … крестьянин мог оставить господское поместье, а если он его и покидал, то подлежал повсеместному преследованию и возвращению силой. Крестьянин подчинен суду господина, следящего за его частной жизнью, наказывающего за невоздержанность и леность … Крестьяне ремонтировали и поддерживали порядок в господских поместьях, доставляли на рынок продукцию хозяйства, возили своего господина и исполняли его поручения.
Токвиль А. де 1997. С.25.
|