http://culturalstudy.pstu.ru/                                                                                                          Комсомольский проспект, 29, ауд. 405, к.А.
Учебная
работа
Научная
работа
Наши защиты Конференции Проф-
ориентация
школьников
ФДОТ Расписание
Центр
социальных
технологий
Наши путешествия Инновационная
деятельность
Отзывы на
наши работы
История
кафедры
Учебная работа
В помощь студенту
Библиотека
Учебные пособия
Учебные программы
Работы студентов

Тема V. Архаичная культура

Ментальность

Ментальность – образная, не поддающаяся полному осознанию, картина мира, существующая в данное время в данном обществе, и воплощающаяся в поведении людей.

В сознании человека наряду с … поддающимися осмыслению категориями существует потаенный уровень, которым обладают все люди, независимо от уровня их знаний. Это некоторый, как кажется хаос чувственных представлений, мировосприятий. Без изучения этого видения мира, обозначаемого понятием mentalite, поведение людей в любом обществе … непонятно. Мentalite не осознается самим человеком, подобно тому, как мольеровский господин Журден всю жизнь говорил прозой, не зная, что это проза. Но внимательный исследователь может обнаружить этот потаенный уровень, вчитываясь в источники.

Ментальность меняется, но исподволь, и так как она не контролируется сознанием хотя бы в той мере, в какой могут контролироваться, например, религиозность или другие формы идеологии, она не столько служит нам, сколько нас порабощает. Я могу сменить идеологию или политические взгляды, а разлюбить свой вчерашний менталитет и полюбить завтрашний?

Для того, что бы понять экономическое, политическое, обыденное, сексуальное, любое поведение человека, надо представлять себе, какой тип ментальности господствует … в этом обществе. [Ментальность] – коллективное содержание индивидуального сознания. … Оно принадлежит не только мне, а целой страте или даже целому обществу. При этом оно таится в сознании каждого отдельного человека и может проявляться в преломленном виде по-разному.

Гуревич А.Я. 2004. С. 115-116.

Ментальность определяется как система социокультурных координат, складывающихся в картину мира и генерирующих идентификационные коды общества. … Функции ментальности – собирание картины мира и формирование социокультурной идентичности конкретного общества. Ментальность система динамическая, однако, темпы ее изменения характеризуются инертностью, а механизм приживания инноваций аналогичен общим закономерностям социокультурной динамики.

Чернышева Н.М. 2001. С. 11 – 12.

Мentalite означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, то есть глубинный и поэтому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций.

Рожанский М. 1989. С. 459.

Община

Община – способ коллективной организации людей, в своих основных технологиях (социальных, производственных и т.п.) зависящий от природы, «списанный» с нее.

В общине осуществляется повседневная жизнь людей во всех ее проявлениях. Это и производственная кооперация, и бытовой, и культурный коллектив. Существование первобытного человека вне общины немыслимо.

Данилова Л.В. 1968. С. 34.

Человек дофеодального общества – это человек группы, органического коллектива, в котором он рождался и к которому принадлежал на протяжении всей жизни, и лишь будучи членом этого коллектива, он являлся правоспособным. Более того, только в качестве члена группы он был человеком. …Человек, нарушивший мир и примирительные клятвы и поставленный вне закона, переставал быть человеческим существом, становился волком, оборотнем.

Гуревич А.Я. 1968. С. 403.

…все члены [семейной общины] «живут вместе одним двором, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов и сообща владеют излишком дохода».

Бутинов Н.А. 1968. С. 95.

Затруднения, встречающиеся для общины, проистекают только от других общин, которые либо уже раньше захватили землю, либо тревожат общину в захваченных ею землях… Вот почему состоящая из семей община на первых порах организована по-военному, как военная и войсковая организация…

Маркс К. 1940. С. 8.

В дофеодальном обществе человек был одновременно и «трудящимся субъектом», и воином, и членом народного собрания, и участником судебной сходки. <…> Относительная нерасчлененность социальной деятельности придавала личности определенную целостность.

Гуревич А.Я. 1968. С. 422.

Несовершенство первобытной техники делает первобытное хозяйство крайне неустойчивым. В нем редко бывает избыток продуктов питания, голодовки же – хроническое явление в жизни первобытных людей. <…> Чтобы избежать голодовки, человек прибегал к самоограничению, которое выливалось в самые примитивные формы – искусственного уменьшения числа едоков. <…> У австралийцев до сих пор практикуется убийство стариков, не могущих передвигаться вместе с остальной группой. <…> Если число ртов и после уничтожения стариков оказывается слишком большим, то прибегают к убийству детей.

Кушнер (Кнышев) П. 1928. С. 50-51.

Примитивные охотники и собиратели… ведут, как правило, бродячий образ жизни… Бродячий образ жизни ограничен рамками [некой] области, и довольно строго регламентирован: члены общины переходят из одной местности в другую в определенной последовательности, в определенные сезоны… В среднем община включает в себя 40-50 человек. <…> В общине существует естественное разделение труда по полу и возрасту… В целом охота является делом мужчин, собирательство – женщин, в рыбной ловле принимают участие те и другие. Но в каждом племени есть свои конкретные особенности…

Бутинов Н.А. 1968. С. 128-129.

Миф

Миф – эмоциональный, красочный, привлекательный и алогичный образ окружающего человека мира, придумываемый им самим.

Неумение обобщать явления приводит к мышлению образами, то есть как раз к подмене целого предмета отдельными его частями. <…> «Ноги» в этом случае [могут употребляться] вместо «людей», то есть часть заменила целое. Первобытный человек и говорил, и мыслил такими образами, поэтому часть у него сплошь и рядом заменяла целое.

Кушнер (Кнышев) П. 1928. С. 93.

Разумеется, мифология есть выдумка, если применить к ней точку зрения науки. <…> Однако, мы условились рассматривать миф не с точки зрения какого-нибудь научного, религиозного, художественного, общественного и прочего мировоззрения, а с точки зрения самого же мифа, глазами самого мифа. <…> Когда грек… говорил о своих многочисленных Зевсах и Апполонах; когда некоторые племена имеют обычай надевать на себя ожерелье из зубов крокодила для избежания опасности утонуть при переплытии больших рек; когда религиозный фанатизм доходит до самоистязания и даже до самосожжения, - то весьма невежественно было бы утверждать, что действующие тут мифические возбудители есть не больше как только выдумка, чистый вымысел… <…> Миф есть… наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это не выдумка, но – наиболее яркая и самая подлинная действительность.

Лосев А.Ф. 1994. С. 9.

Мифы действительно сообщали не только о происхождении мира, животных, растений и человека, но и о важнейших событиях, вслед за совершением которых человек стал тем, чем он является в настоящее время, смертным существом того или иного пола, организованным в общество и вынужденным, чтобы выжить, работать в соответствии с определенными правилами. Мир и человек существуют только потому, что сверхъестественные существа творили «в начале всего». Но после образования мира и появления человека произошли другие события, и человек, в его настоящем виде … создан этими мифическими событиями.

Элиаде М. 2001. С. 39.

Для человека архаического общества … то, что произошло в начале, может повториться в силу ритуального воспроизведения. Поэтому главное для него – знать мифы. Не только потому, что мифы объясняют ему мир и способ его существования в мире, но, что важнее, вспоминая и воспроизводя их, он оказывается способным повторить то, что боги или герои совершили вначале. Знать мифы – значит приблизиться к тайне происхождения всех вещей. Иначе говоря, человек узнает не только то, каким образом все возникло, но также и то, каким образом обнаружить и воспроизвести это, когда все уже исчезнет.

Элиаде М. 2001. С. 41.

Ритуал

Ритуал – затверженная до автоматизма технология действия. Вид поведения, не требующий от человека размышлений о способах достижения цели. Ритуалы создаются коллективно группой, контролирующей правильность их исполнения каждым из индивидов.

В обыденном понимании под ритуалом подразумевается стандартная, устойчивая последовательность действий, имеющая церемониальный характер. При этом предполагается, что ритуал – лишь формальная процедура, то есть ценности и смыслы, приписываемые ритуальному действию, не являются поистине ценностями и смыслами индивида, осуществляющего ритуал. … Значительная часть … повседневной жизни человека состоит из действий ритуального характера, мало или вовсе не связанных с субстанцией волнений и забот.

Ионин Л.Г. 2000. С. 123.

Как получается, что знакомые при встречах обмениваются поклонами и улыбками? Почему на Новый год мы посылаем пожелания знакомым? Зачем люди посылают своих детей в школу? Почему в городах не ходят по улицам босиком? Почему люди выполняют свои повседневные функции одинаково, изо дня в день, а многие из них и из поколения в поколение? Краткое размышление позволит нам уяснить, что эта «монотонность» общественной жизни – существенное условие ее непрерывности и гладкого хода. Ведь она позволяет правильно предвидеть реакции людей на наше поведение, и таким образом взаимодействия людей … приспосабливаются друг к другу, и каждый член группы знает, чего может ожидать. Проезжая по дороге, я знаю, что автомобили, едущие с противоположной стороны, не будут наезжать на меня, а если мне кто-либо загородит путь, я буду требовать его наказания. Точно так же, входя в магазин, в учреждение, в школу, я знаю, как должен вести себя, и знаю также, каких реакций на мое поведение можно ожидать.

Щепаньский Я. 1969. С. 101-102.

… негативные и позитивные обряды [ритуалы] существуют и сохраняются потому, что они – часть того механизма, с помощью которого упорядоченное, организованное общество поддерживает себя в своем существовании, устанавливая определенные фундаментальные социальные ценности.

Рэдклифф-Браун А. 1994. С. 277.

[Опишем один ритуал.] За семь дней до праздника первосвященник удаляется от семьи, он пребывает в келье заседателей. … Накануне празднества его окружают старцы, читающие ему главу Библии, где описывается ритуал Йом-Киппура. Ему дают лишь немного поесть, после чего вводят в специальную комнату, где оставляют, взяв клятву, что он ничего не изменит в ритуале. «Потом все плачут, и он и они, и они расстаются». Всю ночь он должен бдеть, ибо сон – это время, когда можно невольно оскверниться. И весь этот ритуал имеет цель: придать личности первосвященника статус исключительной святости, которая позволит ему обратиться к богу…

Мосс М. 2000. С.32.

Магия

Магия – символические действия, совершаемые с целью повлиять на будущее в желаемом направлении при помощи сверхъестественных сил.

Самые варварские или диковинные обряды, самые странные мифы выражают какую-либо человеческую потребность, какой-то аспект жизни, либо индивидуальный, либо социальный.

Дюркгейм Э. 1994. С. 70.

Отношение [архаичного человека] к идее Бога можно назвать "магическим": человек как бы заключает договор с сверхъестественной силой, согласно которому [он] принимает на себя определенные обязательства в отношении выполнения обрядов, ожидая, что и божество будет "правильным" образом реагировать на "правильные" действия…

Гаспаров Б. 1995. С. 62.

Магические практики не лишены смысла. Они соотносятся с системой представлений о мире, зачастую очень богатой. … Любой обряд … переводит на … язык некоторую идею. <…> Как бы различны ни были результаты каждого обряда …, всегда имеет место либо навязывание, либо подавление некоторого свойства или условия: например, заколдовать или расколдовать, сделать одержимым или изгнать злого духа, то есть, одним словом, произвести изменение состояния. <…> [Магические] действия… сходны в том, что они имеют основным и незамедлительным следствием изменение первоначального состояния.

Мосс М. 2000. С. 152.

Магические и религиозные обряды обычно подразумевают под собой разные субъекты действия – они не совершаются одними и теми же людьми. Магическая церемония … обычно совершается не в храме или у домашнего алтаря, а где-нибудь в лесу, вдалеке от населенных мест, ночью или в сумерках, в глухих закоулках дома, то есть поодаль в стороне. В то время как религиозные обряды в общем случае стремятся к яркому дневному свету и публике, чего магия как раз избегает. Даже магические действия, разрешенные законом, все равно стараются скрыть…

Мосс М. 2000. С. 117.

Приведем же теперь несколько примеров магических действий, совершаемых на берегу Сарубвойна. Ритуал всех их чрезвычайно прост. В каждом случае произносится формула над определенным веществом, после чего это вещество прикладывают к телу. Первый из тех обрядов, которые нужно исполнить, - это обряд церемониального обмывания. Толивага приближает губы к большим, принесенным с побережья пучкам травы и произносит над ними заклинание Кайкакайа (заклинание омовения). После совершения омовения этими листьями вытирают кожу всех тех…, кто участвует в кула. Далее, … произносятся заклинания над кокосовым орехом, гребнем, обычной или ароматической черной краской, или орехом бетеля. <…> В некоторых случаях толивага произносит заклинание для каждого. В других случаях, мужчина, который знает, например, заклинание ореха бетеля или гребня, произносит его для себя или даже для всех остальных.

Малиновский Б. 2004. С. 335.

Copyright © Кафедра культурологии ПГТУ 2007  culture@pstu.ac.ru
Веб-мастер  crov@mail.ru