|
Тема IV. Динамика культуры
Культурные изменения (динамизм и инертность)
Культурные изменения – сложный, конфликтный и неравномерный во времени процесс включения новых элементов культуры в сложившуюся традицию.
Ни одна концепция динамики невозможна вне категории времени.
Астрономическое время однообразно, однородно… Можно ли такими же характеристиками наделить время социальное? Очевидно, – нет. Есть выходные дни, дни исполнения определенных общественных функций, «счастливые» и «несчастливые» дни, религиозные дни и т.д. (…) Каждая группа с собственными связями общего, понятного всем ритма деятельности отсчитывает свое время соответственно своему поведению.
Мертон Р.К., Сорокин П.А. 2004. С. 112-115.
Колеса различных механизмов культуры движутся с разной скоростью. Темп развития естественного языка не сопоставим с темпом, например, моды, сакральная сфера всегда консервативнее профанной. Этим увеличивается то внутренне разнообразие, которое является законом существования культуры.
Лотман Ю.М. 1992. С.192.
Культурный лаг возникает, когда одна из двух взаимосвязанных и взаимозависимых частей культуры [предметная или идеальная – Ш., Я.], изменяется быстрее или в большей степени, чем другая; по этой причине ослабевает существовавшее ранее согласие между ними.
Ogburn W.F. 1957. Р. 168.
Сложно предсказать длительность периода в течение которого происходит приспособление нематериальной культуры (обычаи, верования, мораль, фольклор, законы, социокультурные институты) к изменениям предметной среды. Так же сложно узнать, в какой момент часть нематериальной культуры, например, ценности, сменились (иногда они меняются в одном месте, и не меняются в другом и т.д.). Кроме того, не просто определить момент, в который начинает нарушаться адаптация, или другими словами, когда должна была бы возникнуть новая нематериальная культура.
Ogburn W.F. 1964. Internet version.
Эпатаж, с самой общей точки зрения, представляет собой одну из переходных форм от моностилистической репрессивной культуры к культуре полистилистической, либо от одного стиля к другому. (…) В числе структурных компонентов культурной провокации можно выделить символический акт разрыва с принятыми культурными нормами и изобретение собственных временных и ситуативных правил поведения. Актер демонстративно отказывается от принятых речевых, сексуальных, костюмных, или иных видов этикета и одновременно предъявляет окружающим новую манеру обращения.
Лейбович О.Л. Б.г. (в рукописи, «Эпатаж»)
Вызов
Вызов – некоторые неожиданные события, происшествия, воспринимаемые сообществом как угроза для его существования, и в силу этого, вызывающие изменения в принятых технологиях поведения (культуре).
…общество в своей жизни сталкивается с серией задач, которые оно и решает наиболее приемлемым для себя образом. Каждая такая проблема – это вызов истории… Испытание следует за испытанием.
Тойнби А. 1991. С. 26.
[Приведем пример.] Давление на Россию со стороны Польши и Швеции в XVII в. было столь яростным, что оно неминуемо должно было вызвать ответную реакцию. Временное присутствие польского гарнизона в Москве и постоянное присутствие шведской армии на берегах Нарвы и Невы глубоко травмировало русских, и этот внутренний шок подтолкнул их к практическим действиям, что выразилось в процессе «вестернизации», которую возглавил Петр Великий.
Тойнби А. 1991. С. 147.
В период распада общества каждый вызов встречает в душах людей прямо противоположный отклик – от абсолютной пассивности до крайних форм активности.
Своего рода пассивной попыткой прорвать социальный затор является сознательное уклонение от деятельности. [Например, если] солдат понимает, что дисциплина, которая … обеспечивала его безопасность и поддерживала боеспособность армии, утрачена безвозвратно. В этих условиях он чувствует себя свободным от воинского долга. … [Пассивный ответ] порождает смешение традиций и сочетание несовместимых ценностей.
Активный ответ предполагает отказ от местного стиля жизни. Он представляет собой [творческую] попытку выработать иной стиль, всеобщий и вечный.
Тойнби А. 1991. С. 358-360.
Аккультурация
Аккультурация – сложный, многоступенчатый процесс включения в культуру новых элементов (технических новинок, правил поведения, типов отношений, способов решения задач, идей, произведений искусства и т.д.). Аккультурация также означает освоение человеком ценностей, норм и правил иной культуры (ситуация путешественника, мигранта, новичка в группе и т.д.).
Аккультурация … комплекс процессов, происходящих при заимствовании, отвержении новых культурных элементов и реорганизации старой культуры.
Билз Р.Л. 1997. С. 350.
Аккультурация есть процесс, а не обособленное событие. … [в ходе которого] одна культура перенимает культурные элементы у другой. …это процесс адаптации к новым условиям жизни. … «поскольку контакт не является единичным событием, а предполагает нажатие кнопки, приводящее в движение почти бесконечный ряд событий, то это процесс; вместе с тем он имеет различные стадии».
Билз Р.Л. 1997. С. 348.
Конформизм можно определить как стремление следовать стандарту, установленному группой. Это добровольное копирование общепринятых способов деятельности, … нацеленное на то, чтобы быть как все, а не выделяться, и придающее основное значение всему внешнему и формальному.
Кули Ч.Х. 2002. С. 210.
Обычный повод к конформизму – более или менее сильные страдания человека из-за того, что он «не вписывается». Большинству из нас было бы неприятно пойти на вечеринку в не принятой для этого одежде; источником мучений при этом служит смутное ощущение5 унизительного любопытства, которое, как ему кажется, он вызовет… Это типичный пример того, как группа принуждает каждого из ее членов к соответствию во всем, относительно чего у человека нет никаких четко выраженных личных интересов.
Кули Ч.Х. 2002. С. 210.
В циклах распространения культуры можно выделить три главных элемента.
Первый из них – это отношения автора в так называемой «группой распространения» (издательство, круг друзей, меценаты и т.д.); в этом случае взаимоотношения создателя и распространителя носят непосредственный и добровольный характер. На другом этапе включаются средства массового распространения, то есть используется принцип копирования, а следовательно, размножения произведения. Это размножение зачастую носит весьма неполный характер. Так, в случае со скульптурой, когда копией может быть лишь фотография, … три измерения «свертываются» в два.
Моль А. 2005. С. 210.
Мы подчеркнули случайный характер отбора, который происходит на различных этапах процесса усиления культуры, таких, как радио или газета, которые беспорядочно «выхватывают» различные элементы… Эти элементы предлагаются затем публике, которая в свою очередь, производит вторичный, по прежнему случайный, отбор…
Моль А. 2005. С. 299.
Стиль-эталон-канон
Стиль-эталон-канон – разные варианты внешнего оформления человеческой практики. Стиль предполагает свободный выбор из нескольких вариантов. Эталон задает правильные, принятые в данном обществе, образцы поведения. Канон отрицает разнообразие, требуя от членов общества соблюдения одинаковости в действиях.
Модель – это определенный образ или символическое представление желаемого положения вещей, оцениваемого положительно, служащего оценке действительного положения вещей. Следовательно, модель – желаемая схема, связанная с ценностями, которые надлежит унаследовать и повторить. Принятые модели становятся стилем в искусстве и архитектуре, воздействуют на организацию институтов, становятся принципом сопоставления в сравнениях и оценках. Модели в этом значении также иногда называются эталонами.
Щепаньский Я. 1969. С. 55.
Старый гамбургский счет был средством соизмерения успеха разных играющих по общим правилам единого вкуса. Лучше всего он работал в классицизме, где правила, действительно, были общими. И, действительно, устраивались состязания: Ломоносов, Тредиаковский и Сумароков перелагали один и тот же псалом и печатали, даже не подписываясь: пусть читатели сами решают. [Речь идет о каноне.]
Но когда романтизм сделал предметом гордости сочинение новых правил и вкусов, то сведение гамбургских счетов стало возможно только среди единомышленников. … Счет, кто лучше, кто хуже, сделался приятной формой кружкового времяпрепровождения … и, кажется, остается таковой до сих пор. [Речь идет о стиле.]
Гаспаров М.Л. 1998. С. 110.
… Данте долго держался старых норм. Когда он давал своей поэме [«Божественная комедия»] заглавие, он вращался в кругу понятий средневековой эстетики. Но когда он приступил к изображению мира своих поэтических видений, он заговорил другим языком. … Старая эстетика требовала ссылки на божественное происхождение искусства. Новой эстетике было важно установить связь между человеком и природой. Поэт почувствовал в собственном творчестве эту новую струю и дал ей выход. <…> Данте … свободно пользуется творческими приемами поэтов из народа и приемами народной лирики, исправляет изыски ученых ладов. Бонаджунта определяет новое направление в поэзии как резко отличное от старого. Он дает ему славное его имя: сладостный новый стиль.
Дживелегов А.К. 1998. С. 289-290.
Культурная эпоха
Культурная эпоха – исторический этап культурного процесса (всего мира или отдельной местности), выделяемый исследователями по внешним (в том числе художественным) проявлениям доминирующих в то время представлений и идей.
Сама по себе культурная идея является определяющей мыслительной и ментальной тенденцией своего времени, пронизывающей … философию, религию и искусство, что, разумеется, влияет на обыденное сознание масс. Культурная идея в самом общем виде определяется присущим ей характером: мифическими, религиозными, нравственными, философскими, националистическими или интернационалистическими идеями и идеалами эпохи.
Коротков Н.З. 2001. С. 6.
… Если с термином эпоха связывать, как это делают обыкновенно, некоторые культурные в широком смысле [совокупность хозяйственных, общественных, политических, идейных и прочих отношений] особенности, то для Возрождения этот термин мало пригоден, Возрождение – одно из культурных течений, где крайне трудно собрать воедино все особенности и еще труднее указать моменты, когда они появляются и когда исчезают …
Дживелегов А.К. 1998. С. 8.
Смена эпох выражается сменой знаков. Советское общество дохрущевского периода было серьезным. Оно было драматическим, героическим, трагическим. 60-е искали альтернативы этой идеологической модели. Они заменили знаки, и общество 60-х стало НЕсерьезным. Отрицание «серьезности» подразумевало борьбу с фальшью, обманом, красивыми словами.
Вайль П., Генис А. 2001. С. 67-68.
Понятие “современность” существует только в противопоставлении понятию “несовременность”. А “несовременность” бывает двух родов: навязываемая и ненавязываемая. Ненавязываемая несовременность особого имени не имеет, и конфликтов с ней не бывает: она мирно устаревает и забывается. А навязываемая несовременность имеет имя: она называется “классика”, и она насаждается в школах для поддержания культурной традиции и культурного единства. Общество знает, что для его сплочения единство вкуса бывает не менее важно, чем, например, единство веры, и заботится о школьной классике культуры, не жалея сил.
Гаспаров М.Л. 2003. С. 13.
Тип культуры
Тип культуры – длительная стадия культурного процесса, выделяемая исследователями на основании главенствующей в некоторый исторический период культурной (социальной, производственной) технологии.
Хронологический порядок культур соответствует некоторой диалектической модели, которая, по крайней мере частично, отделяет его от истории. Типы культуры являются логическими системами реальных ценностей и поэтому могут выстраиваться в любой последовательности. … Конечно, не стоит думать, что реальные культуры целиком и полностью соответствуют названным культурным типам. Эти типы, как уже говорилось, являются идеальными, а реальные культуры только приблизительно соответствуют им. Кроме того, реальные культуры являются фиксированными образованиями, они охватывают одновременно более одного типа культуры, ломают границы идеальных типов и, как правило, представляют собой некий переходный тип.
Фейблман Дж. 1997. С. 203–204.
…широкую совокупность предметов, учреждений, представлений, идей, образцов поведения, функционально связанных с определенным элементом, мы называем культурным комплексом [или типом]. <…> Культурные комплексы создают характерный облик обществ, их появление или отсутствие говорит о степени развития. <…> Известны культуры, созданные вокруг одного комплекса, например ловли лосося, охоты на бизонов… В современных технических цивилизациях появляется и сосуществует много различных культурных комплексов, связанных с производством, транспортом, средствами массовой передачи информации, с жилищем и т. д. Но если сосуществование различных комплексов возможно, то взаимоисключающие комплексы сосуществовать не могут, поэтому появление новых элементов культуры… приводит к … изменениям…
Щепаньский Я. 1969. С. 47.
Термин «постиндустриальное общество» соотносится с «доиндустриальным» и «индустриальным». Доиндустриальное общество в основном добывающее, его экономика основана на сельском хозяйстве, добыче угля, энергии, газа, рыболовстве, лесной промышленности. Ин6дустриальное общество – в первую очередь обрабатывающее, в котором энергия и машинная технология используется для производства товаров. Постиндустриальное общество – это организм, в котором телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в производстве и обмене информацией и знаниями.
Белл Д. 1984. С. 16.
Постиндустриальное общество... не замещает индустриальное, так же, как индустриальное общество не ликвидирует аграрный сектор. Подобно тому, как на древние фрески в последующие эпохи наносятся новые и новые изображения, более поздние общественные явления накладываются на предыдущие слои, стирая некоторые черты и наращивая ткань общества как единого целого.
Белл Д. 1984. С. 19.
|