Тема III. Культура как социальная подсистема общества
Общество
Общество – совокупность людей, взаимодействующих друг с другом по поводу решения совместных задач в определенных пространственно-временных рамках.
… в большинстве случаев термин «общество» употребляется в двух основных значениях (среди множества других, таких как «общество в смысле «высшее общество»). Одно из них трактует общество как «социальное объединение» или взаимодействие; другое – как единицу, обладающую собственными границами, отделяющими ее от соседних или близлежащих обществ [т.е. синоним государства].
Гидденс Э. 2003. С. 240.
Человеческие общества или социальные системы не могут существовать вне деятельности индивидов. Однако субъекты деятельности не создают социальные системы: они воспроизводят или преобразуют их, перерабатывая то, что последовательно и непрерывно воплощалось на практике.
Гидденс Э. 2003. С. 249-250.
…мы можем понимать человеческие общества подобно зданиям, которые в каждый момент времени воссоздаются с использованием тех самых кирпичей, из которых они состояли.
Гидденс Э. 1999. С. 34.
«Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.
Вебер М. 1990a. С. 603.
Общество – это не просто правила, наделяющие нашу жизнь надежным каркасом. Общество до такой степени вездесуще и в то же время столь упрямо, что мы постоянно с ним сталкиваемся и ссоримся; общество – это досадный факт. Мы легли спать в 3 часа ночи – и все-таки должны (должны ли?) встать уже в 6 утра. Мы терпеть не можем нашего начальника – и все-таки должны (должны ли?) общаться с ним вежливо и спокойно. …Обстоятельства, стоящие между нами и реализацией наших желаний – вот оно, общество как досадный факт.
Дарендорф Р. 2002. С. 65-66.
Джордж Герберт Мид впервые четко определил, что взаимодействие – это «разговор жестов». Люди сигнализируют о ходе своих действий (сознательно или бессознательно), делая соответствующие жесты, и одновременно истолковывая жесты других. В этом одновременном процессе сигнализации и интерпретации люди настраивают, взаимно приспосабливают свое поведение…
Тернер Дж. 1999. С. 129.
Культура как технология
Культура – сложная, состоящая из множества элементов, система, регулирующая человеческое поведение. Каждый из элементов культуры в жизни конкретного сообщества играет особую роль, выполняет свою специфическую функцию (интеграции, контроля, приспособления, обновления, исключения и т.д.).
Существуют определенные идеи, передаваемые из поколения в поколение, с этими идеями связаны системы ценностей; они в свою очередь определяют поведение и деятельность индивидов и групп, их способы мышления и восприятия. Весь этот комплекс называется культурой.
Щепаньский Я. 1969. С. 43.
Культура … производит идеи, значения и ценности, которые действенны в силу их фактического признания. Она охватывает все верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, поскольку они либо активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием.
Tenbruck F.H. 1990. S. 29.
Понятие «культура», которое Стюард Чейз назвал «предельным камнем» социальных наук, а другие авторы сравнивают по своему общему научному значению с понятиями гравитации в физике, болезни в медицине, эволюции в биологии и т.д. выражает не что иное, как функцию социальной системы, специфически характерный для людей способ деятельности.
Маркарян Э. 1969. С. 65.
[Культурные] технологии включают в себя:
- сложившуюся в сознании общества картину мира (ментальность), которая прямо или опосредованно воздействует на социальную практику;
- модели поведения людей, включающие в себя укоренившиеся ценности, принятые нормы, используемые средства, найденные жизненные стили.
Опыт российских… 2000. С. 91.
…культура в свою очередь находит выражение в деятельности. <…> Попытаемся прежде всего установить, что представляют собой реальные способы деятельности. Возьмем, к примеру, обеспечиваемые культурой способы передвижения людей. Во-первых, подобные способы предполагают наличие объективированных форм: лошадей, собак, верблюдов, паровозов, автомобилей, пароходов, самолетов и т. д. Во-вторых, они предполагают умение, навыки оперировать этими формами и наличие соответствующей информации, знаний о них. Лишь органическая комбинация отмеченных компонентов дает нам реальный процесс осуществления способов деятельности (в данном случае – передвижения).
Маркарян Э.С. 1983. С. 98, С. 119.
Роль
Роль – предписанная и ожидаемая от человека схема действий и отношений в определенных стандартных ситуациях. Роль относительно независима от личных свойств и желаний человека.
Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мной обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сом создал их…
Дюркгейм Э. 1995. С. 29.
Социальная система в определенном смысле состоит из разнообразных ролей или ролевых ожиданий; каждая из них обеспечивает удовлетворение тех или иных потребностей социальной системы.
Парсонс Т. 2002. С. 521.
[Роль] включает набор взаимно соотнесенных ожиданий, касающихся действий как самого актора, так и тех, с кем он взаимодействует. И актор, и те, с кем он взаимодействует, имеют такие ожидания.
Парсонс Т. 2002. С. 448.
Важной характеристикой большинства социальных ролей является то, что действия, необходимые для их выполнения, не предписываются во всех подробностях… Отклонение в известных пределах не влечет санкций.
Парсонс Т. 2002. С. 449.
Ребенок воспитывается в такой-то семье, играет с детьми определенного круга, становится студентом, рабочим, мастером, генералом, матерью. Большая часть человеческой жизни состоит из подобных ролей внутри специфических институтов. Чтобы понять биографию индивида, мы должны понять значение и смысл тех ролей, которые он играл и играет до сих пор. Чтобы понять эти роли, мы должны понять те институты, куда эти роли входят.
Миллс Ч.Р. 1998. С. 184-185.
Лицо, занимающее определенное [социальное] положение, выполняет определенную социальную роль. Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Например, … отцы бывают разные, но роль отца всегда предполагает участие в воспитании детей и соответствующую меру ответственности. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида; они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное.
Кон И.С. 1967. С. 23.
Удельный вес различных ролей различен для разных людей и в разных ситуациях. Например, с точки зрения деканата и общественных учреждений, академическая успеваемость студента гораздо важнее, чем его личное обаяние и талант гитариста. Но с точки зрения … его друзей и подруг – это далеко не бесспорно, и в каких-то ситуациях он может пожертвовать первым ради второго.
Кон И.С. 1967. С. 36.
Ценность
Ценность – предмет, идея или отношение (дружба, любовь, товарообмен и т.д.), обладающие привлекательностью для человека и направляющие его поведение.
Культурные идеалы являются целевыми причинами культурных процессов; они дают человеку цели, которых он пытается достичь и которые он пытается воплотить. Сообщенные людям идеалы оказывают влияние на их действия, но действуют и побуждаются к действию не личные или культурные идеалы, а индивиды и общества.
Бидни Д. 1997. С. 67
Так же, как из поколения в поколение передаются орудия труда и материальные ценности, передаются и накопленные человечеством опыт и знания, фиксированные в определенных системах значений. Значение какой-либо вещи есть то, чем она является в общественной практике, каким человеческим потребностям она удовлетворяет.
Кон И.С. 1967. С. 21.
… процесс образования ценности происходит с увеличением дистанции между наслаждающимся и причиной его наслаждений… Если мужчину может удовлетворить любая баба без индивидуального выбора; если он ест все, что только можно прожевать и переварить; если спит на любой койке, если его культурные потребности можно удовлетворить самым простым, одной лишь природой предлагаемым материалом, – то [его] … интерес к вещам ограничивается тем, что они суть непосредственные причины этих действий… Одно только осознанное желание нельзя всегда считать вполне достаточным показателем … ценности.
Зиммель Г. 1999. С. 331.
Ценностями являются те предметы, которые обеспечивают индивиду внутреннее равновесие и стремление к которым дает ощущение хорошо исполненной обязанности, либо те, которые необходимы группе для поддержания внутренней спаянности, и т.д. В некоторых группах высшими ценностями могут быть предметы религиозного культа, для других это могут быть политические цели. Для некоторых индивидов высшей ценностью могут быть деньги, для других – моральная безупречность, для третьих – научные знания, для четвертых – произведения искусства, еще для некоторых – здоровье, честь и т.д.
Щепаньский Я. 1969. С. 52.
Норма
Норма – записанные и/или предполагаемые правила поведения, обязательные к исполнению в данной группе, организации или ситуации.
Норма – это вербальное описание конкретного хода действий, который, таким образом, рассматривается как желательный, в сочетании с предписанием согласовывать будущие действия с этим образцом. Пример нормы – положение: «Солдат должен повиноваться распоряжениям своих офицеров».
Парсонс Т. 2002. С. 134-135.
Эти правила не зависят от характера партнеров (индивидов или групп), чьими играми они управляют. Как говорит об этом Нейман: «Игра стоит из совокупности правил, которые ее описывают». Помимо понятия «игра», можно так же ввести другие понятия: «партия», «ход», «выбор» и «стратегия». С этой точки зрения характер игроков не имеет значения, а важно только знать, когда игрок может сделать выбор, а когда не может.
Леви–Стросс К. 2001. С. 312.
Если же я сделаю что-то, чего другие мне не позволяли делать или от чего обычно воздерживаются (если я, так сказать, нарушу правило), то я могу быть наказан. Наказание подтвердит мою ответственность за то, что я сделал; оно подтвердит, что я мог, если бы захотел, воздержаться от нарушения правила. Я мог бы, например, явиться на занятие, а не отсутствовать без уважительной причины.
Бауман З. 1996. С. 26.
Мы по-разному ведем себя в родительском доме на каникулах и на формальной встрече с людьми, которых мы не знаем. <…> Есть слова, которые мы в одном случае говорим, а в другом — избегаем произносить. <…> Выбирая “соответствующее” случаю поведение, мы оказываемся в компании других людей, которые ведут себя точно так же, как и мы; отклонения от того, что вполне очевидно является правилом, случаются крайне редко — как если бы всех нас одинаково дергали за нечто вроде невидимых нитей. Если я все перепутаю…, я, по всей вероятности, буду чувствовать себя смущенным или виноватым.
Бауман З. 1996. С. 156.
Символ
Символ – объект (слово, предмет, звук, действие и т.д.), указывающий на другой объект, более масштабный по своему содержанию и значению.
… содержание [символа] лишь мерцает сквозь выражение, а выражение лишь намекает на содержание.
Лотман Ю.М. 1992. С. 199.
Чуждо явного значения,
Для меня оно симвул
Чувств, которых выраженья
В языках я не нашел
Баратынский Е.А. 1936. С. 184.
Необходимо сразу же оговориться, что символ … – не знак или условное обозначение, а замена действительного предмета или явления его подобием. Так, передача куска дерна владельцем в руки другого лица означала отчуждение земельного владения.
Гуревич А.Я. 1968. С. 393.
Символ, по мысли Гуго из Сен-Виктора (XII в.), представляет собой соединение видимых форм для демонстрации вещей невидимых.
Гуревич А.Я. 1999. С. 227.
В рекламе «Омо» [стиральный порошок] используются два таких качества, довольно непривычных по отношению к моющим средствам, - глубина и пенистость. … пена … как хорошо известно, является знаком [или символом] роскоши: во-первых. Она внешне бесполезна; во-вторых, она распространяется столь изобильно, легко, почти беспредельно, что в выделяющем ее веществе нам чудится некий мощный зачаток, могучая и здоровая основа, когда в крошечном первоначальном объеме заключается огромное богатство скрытых кипучих сил; наконец, в-третьих, в душе потребителя она вызывает приятный образ «воздушной» материи, касающийся его как бы слегка и свысока…
Барт Р. 2002. С.84.
…типичные черты поведения символа в культуре: накапливать и организовывать вокруг себя новый опыт, превращаясь в своеобразный конденсатор памяти, а затем развертываться в некоторое … множество …
Лотман Ю.М. 1992. С. 198.
Наиболее привычное представление о символе связано с идеей некоторого содержания, которое в свою очередь, служит планом выражения для другого, как правило культурно более ценного, содержания.
Лотман Ю.М. 1992. С. 191.
|