http://culturalstudy.pstu.ru/                                                                                                          Комсомольский проспект, 29, ауд. 405, к.А.
Учебная
работа
Научная
работа
Наши защиты Конференции Проф-
ориентация
школьников
ФДОТ Расписание
Центр
социальных
технологий
Наши путешествия Инновационная
деятельность
Отзывы на
наши работы
История
кафедры
Учебная работа
В помощь студенту
Библиотека
Учебные пособия
Учебные программы
Работы студентов

Тема II. Теоретические концепции культуры

Парадигма

Парадигма – признанная в некоторый период времени всеми исследователями большая теория, объясняющая все открытые явления и предлагающая гипотезы, язык (понятийный аппарат) и методы (алгоритм исследования) для дальнейшего изучения научных проблем.

Парадигмой, … я буду называть исследования, … [теоретические] достижения, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности. В наши дни такие достижения излагаются, хотя и редко в их первоначальной форме, учебниками – элементарными или повышенного типа. Эти учебники разъясняют сущность принятой теории, иллюстрируют многие или все ее удачные применения с типичными наблюдениями и экспериментами.

Кун Т. 2003. С. 30.

Вводя этот термин [парадигма], я имел ввиду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, - все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования. Таковы традиции, которые историки науки описывают под рубриками «астрономия Птоломея (или Коперника)», «аристотелевская (или ньютоновская) динамика», «корпускулярная (или волновая) оптика» и так далее. Изучение парадигм … является тем, что главным образом и подготавливает студента к членству в том или ином научном сообществе.

Кун Т. 2003. С. 31.

Несмотря на изредка встречающиеся неясности, парадигмы зрелого научного сообщества могут быть определены сравнительно легко.

Кун Т. 2003. С. 76.

Структурирование академического поля – признак его созревания; оно формируется, когда узнаваемые парадигмы перекрывают растущие различия между единичными предметами изучения.

Эткинд А. 2005. С. 47.

Наука

Наука – особый, логически выстроенный, способ описания и объяснения окружающего мира при помощи специального языка (формул, понятий, терминов). В отличие от здравого смысла, наука предлагает только проверенные, доказанные и систематизированные факты, законы, прогнозы.

Постоянная проверка истинности опытом, а также оригинальное обоснование теории, очевидно, относится к самой сути науки. Теория, которая оказывается ошибочной, должна быть исправлена, если обнаружено, почему она ошибочна. … Следовательно, минимальное определение науки неизбежно подразумевает существование общих законов, поля эксперимента или наблюдения, а так же не в последнюю очередь проверку академических рассуждений практическим применением.

Малиновский Б. 2000. С.21 – 22.

… Наука начинается с использования прошлого для предсказания будущего.

Малиновский Б. 2000. С.19.

… ни одна научная дисциплина не существует в готовой, замкнутой и неизменной форме, позволяющей охватить ее точной дефиницией, но всегда является изменяющейся системой взглядов, теорий, гипотез и утверждений, проблем и вопросов, на которые ученые ищут ответы, нередко опровергая то, что еще недавно признавалось безусловным. … Каждая наука имеет свой предмет исследования и свой характерный метод постановки проблем, которые отличают ее от других наук.

Щепаньский Я. 1969. С. 8.

На протяжении столетий знанием считалось то, что доказательно обосновано – силой интеллекта или показаниями чувств.

Лакатос И. 2003. С. 9.

Если какой-нибудь физик сообщит, что провел эксперимент, в котором был нарушен закон сохранения энергии, другие физики… попробуют повторить эксперимент, и это вовсе не значит, что ученого подозревают в жульничестве, - такова лишь обычная в науке процедура. Если же опыт по каким-либо причинам повторить не удается, то он просто не будет принят во внимание. Это необходимо подчеркнуть: невоспроизводимые явления не являются субстратом науки.

Лем С. 1990. С. 269.

Цивилизация в парадигме высокой культуры

Цивилизация в парадигме высокой культуры – означает победу денег и технических изобретений над высокими устремлениями человека (культурой, по О. Шпенглеру). Цивилизация – это завершающая стадия развития культуры (гибель), когда массовое, развлекательное искусство заменяет классическое, атеизм убивает религиозное чувство, город подавляет деревню.

Немецкое понятие «культура» употребляется главным образом по отношению к духовным, художественным, религиозным фактам. Более того, имеется сильно выраженная тенденция противопоставлять их политическим, экономическим и социальным фактам, проводить между этими двумя областями четкую разграничительную линию.

Элиас Н. 2001. С. 60.

[нет] необходимости считать тысячи пишущих, рисующих, философствующих обитателей наших больших городов за истинных художников и мыслителей. В Германии рисуют, пишут и «набрасывают эскизы» больше, чем во всех странах мира, взятых вместе. … [но] соответствует ли результат, хотя бы отдаленно, затратам самонадеянной шумихи? Экспрессионизм, люди вчерашнего дня не оставили после себя ни выдающегося имени, ни заслуги. … Пусть меня опровергнут, поставив что-нибудь одинаковое по достоинству рядом с Тристаном, бетховеновской сонатой «Opus 106», «Королем Лиром» или портретом Марэса. Но теперь больше нет достижений, а только направления. … Здесь налицо опасность, что все эти бескостные, женственные, ненужные «движения» существуют не из необходимости, но из необходимости переживания времени. Я называю это миросозерцанием, свойственным ремеслу искусства. Строение, рисование, стихосложение, как ремесло искусства, политика, как ремесло искусства, - все это зловоние возносится к небу из различных кружков и союзов, кафе и зал для докладов, от выставок, изданий и газет.

Шпенглер О. 2003. С. 25–26.

… цивилизация означает такую степень культуры, на которой традиция и личность утратили вое непосредственное значение, и где всякую идею приходится в первую голову мысленно переводить на деньги, что бы иметь возможность ее осуществления. … Только деньги возносят ум на престол.

Шпенглер О. 2003. С. 75.

[Когда] город начинает первенствовать над сельским укладом, он сжимает душу горожанина, замыкает своими улицами, профессиями, нравами внутренний горизонт, сужает своими острыми крышами и понятиями небо. Душа оторвана от пространства.

Шпенглер О. 2003. С. 120.

Супер-Эго

Супер-Эго – внутренние запреты и ограничения природных (биологических или физиологических) желаний и порывов человека (то, что мы называем моралью, совестью, долгом и т.д.). Супер-Эго заставляет человека добровольно подчиняться общественным условностям, делая его послушным гражданином.

"Сверх-Я", совесть, чувство вины, потребность в и наказании, раскаяние - … все они обозначают разные стороны одного и того же отношения. "Сверх-Я" - это открытая нами [Фрейд имеет в виду себя] инстанция, а совесть – одна из приписываемых "Сверх-Я" функций. Совесть осуществляет надзор и суд над действиями и умыслами "Я", она действует как цензор. Чувство вины, жестокость "Сверх-Я" - это, как и в случае суровой совести, ощущаемая "Я" слежка, контроль за напряженными взаимоотношениями стремлений "Я" и требований "Сверх-Я".

Фрейд З. 1991. С. 126.

Сверх-Я… возникает из длительной зависимости ребенка от своих родителей, и родительское влияние остается его ядром. Впоследствии, восприняв множество общественных и культурных воздействий, Сверх-Я сгущается в могучего представителя установившейся морали и того, что принято называть «высшими ценностями человеческой жизни». Теперь «внешние ограничения» сначала налагавшиеся на индивида родителями, а затем другими социальными инстанциями, интроецируются [т.е. включаются] в Я и становятся его сознанием.

Маркузе Г. 1995. С. 23.

Задача состоит в такого рода смещении целей влечений, чтобы они не сталкивались с отказом со стороны внешнего мира, чему способствует сублимация влечений. Человек достигает больше всего, повысив уровень наслаждения от психической и интеллектуальной работы, [а не от реализации сексуальных влечений]. <…> Такое удовлетворение, как, например, радость творчества художника при воплощении образов своей фантазии или радость ученого при решении проблем и познании истины, обладают особым качеством…

Фрейд З. 1991. С. 79-80.

Сублимация влечений представляет собой выдающуюся черту культурного развития, это она делает возможными высшие формы психической деятельности – научной, художественной, идеологической,- играя тем самым важную роль в культурной жизни. Поддавшись первому впечатлению, хочется даже сказать, что сублимация – это судьба, навязанная влечениям культурой.

Фрейд З. 1991.С. 95.

«Чернь живет как хочет, мы сдерживаем себя. Мы делаем это для того, чтобы сохранить нашу целостность. Мы экономим на нашем здоровье, на нашей способности радоваться, на нашей силе: мы сберегаем их для чего-то, сами не зная, для чего именно. И это привычка постоянного подавления природных инстинктов придает утонченность нашему характеру. Мы чувствуем глубже, а потому на многое не осмеливаемся. Почему мы не напиваемся? Поскольку неудобство и стыд похмелья доставляют нам куда больше «неудовольствия», чем наслаждение, получаемое от пьянства. Почему мы дружим не со всякими? Поскольку утрата друга или всякое с ним несчастье жесточайшим образом на нас воздействует. Так наши устремления направлены более на то, чтобы избежать страдания, чем на достижение радости» (Из письма З. Фрейда).

Фромм Э. 2002. С. 41.

Социокультурный институт

Социокультурный институт – созданные и регулярно повторяемые людьми способы группового поведения, упрощающие выполнение повседневных задач и понимание людьми друг друга.

1) термин «институт» может относиться к определенной группе лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни; 2) этот термин может обозначать определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами группы от имени всей группы; 3) иногда этим термином обозначается совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп; 4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы. Например, когда мы говорим, что суд – институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в суде, или же в другом значении – организационные формы функций, выполняемых судом; в третьем значении важнейшим для суда как института будут учреждения и средства, которыми он располагает, чтобы выполнять функции, порученные ему группой, и, наконец, в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль судьи или прокурора.

Щепаньский Я. 1969. С. 96.

… люди организованны в стабильные группы. Эти группы связаны некоторым соглашением, традицией или обычаем… Они всегда сотрудничают в рамках определенного материального окружения, каковым является используемая группами часть окружающей среды, оснащенная орудиями деятельности и артефактами … В своем сотрудничестве группы руководствуются правилами, соответствующими их статусу и занятию, социальными правилами этикета, обычаями взаимного уважения, а так же религиозными, юридическими и этическими обычаями, определяющими их поведение.

Малиновский Б. 2000. С. 49.

Я бы бросил вызов любому и попросил бы его назвать хоть один объект, вид деятельности, символ или тип организации, который невозможно было бы поместить в рамки того или иного института; хотя некоторые объекты принадлежат к нескольким институтам и в каждом из них играют свою специфическую роль.

Малиновский Б. 1997. С. 691.

Индивид находит их [институты] совершенно готовыми и не может сделать так, чтобы их не было, или чтобы они были иными, чем они являются. Он вынужден поэтому учитывать их существование, и ему трудно (мы не говорим: невозможно) изменить их… Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой.

Дюркгейм Э. 1995. С. 20.

Copyright © Кафедра культурологии ПГТУ 2007  culture@pstu.ac.ru
Веб-мастер  crov@mail.ru