|
Тема Х. Морфология культуры индустриального общества
Массовая культура (искусство)
Массовое искусство – производимое большими тиражами, легко воспринимаемое его потребителями и относительно дешевое искусство, появляющееся в индустриальном обществе.
Впрочем, построив книге … дворцы, американцы [одновременно] сумели ее же обратить в дешевку, унизив изобретением карманных изданий – «покет-бук». Этой одноразовой книжке, с выпадающими, как волосы у старухи, страницами, конечно же место не в гостиной, за стеклом добротного шкафа, а действительно в кармане, рядом с пятнистым платком, ключами и табачной крошкой, оставшейся еще с тех беззаботных времен, когда хозяин кармана не беспокоился о здоровье. Однако и дорогие и дешевые книги обычно заканчивают свою жизнь одинаково – на благотворительных базарах.
Генис А. 2002. С. 68.
Актуальная, сиюминутная, «свежая» книга и есть своего рода газета - приуроченная к случаю, выходящая в считанные дни, она существует исключительно ради растворенного в ней содержания. Поэтому от прочитанной книги толку не больше, чем от опустошенной бутылки.
Генис А. 2002. С. 69.
Но что есть американский общепит, как не тот же конвейер? Ведь и здесь еда не готовится, а составляется из готовых элементов-кубиков. Обед – это не плод элитарного искусства повара, а итог доступной каждому игры, вроде детского конструктора. «Хот-дог» или гамбургер – это более или менее произвольная комбинация мяса, хлеба, овощей и салфеток. Хотя по вкусу все это мало отличается друг от друга, Америка не может устоять перед соблазном, который она же и обозвала «кулинарным сором» - «junk food».
Генис А. 2002. С. 75-76.
В первых супермаркетах с их казарменной чистотой и армейской дисциплиной еще чувствовалась индустриальная поэтика. Продукты здесь имели отчетливый промышленный, а не аграрный привкус. Штабеля и поленницы банок и пакетов казались плодами бесперебойного конвейерного труда… Супермаркет тщился если не заменить, то хотя бы напомнить Америке фабрику. Поэтому он так решительно предпочитал штучному до бесконечности размноженный серийный товар, создающий эффект безграничного и вечного изобилия: супермаркет, как природа, не терпит пустоты.
Генис А. 2002. С. 126.
Культура потребления
Культура потребления – свод правил и норм, регулирующих поведение человека в сфере приобретения товаров и услуг (продукты, вещи, развлечения, отдых и т.п.). Она предписывает, что, где, каким образом, в каком объеме, с какими затратами и зачем потреблять человеку, принадлежащему к определенной социокультурной группе.
Зарождение дифференцированного потребления датируется более ранним временем, чем появление … денежной силы. Использование потребления для доказательства обладания богатством … [заняло] прочное место в образе мыслей людей.
Веблен Т. 1984. С. 108.
Так как потребление товаров более высокого качества есть свидетельство богатства, оно становится почетным, и наоборот, несостоятельность в потреблении товаров должного качества и в необходимом количестве является признаком низкого положения.
Веблен Т. 1984. С. 112.
Городское население в борьбе за то, чтобы превзойти друг друга, поднимает норму демонстративного потребления на более высокий уровень; все это приводит в городе к сравнительно более высоким расходам, требующимся для того, чтобы указать на данную степень денежной благопристойности. Под страхом утраты своего привилегированного положения необходимо жить на уровне требований приличного внешнего вида.
Веблен Т. 1984. С. 123.
…потребление служит для самовыражения и обозначения собственных вкусов и социальных различий. Человек выражает себя посредством овладения [товарами].
Ferguson H. 1996. P. 205.
Получив относительно доступную цену и массовую привлекательность, «Веспа» [марка скутера, выпущенного в 60-х годах концерном «Пежо»] стал объектом желания работающей молодежи. Особенно популярной он был в пригородах. Кроме того, что он символизировал «прогрессивность», он позволял молодым людям свободно передвигаться в другие районы (на вечеринки, например), где их не могли контролировать соседи. По-видимому, «мобильность», предоставляемая «Веспой», придавала его юным владельцам особую значимость.
Arvidsson A. 2001. P. 50.
Отчуждение
Отчуждение – ощущение человеком своей оторванности, отгороженности от предлагаемого обществом/группой образа жизни; бесполезности в окружающем мире.
… рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя… В силу этого труд его – не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд.
Маркс К. 42 т. С. 90.
Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы… Это отношение есть отношение рабочего к его собственной деятельности, как к чему-то чужому, ему не принадлежащему. Деятельность выступает здесь как страдание, сила – как бессилие, зачатие – как оскопление, собственная физическая и духовная энергия рабочего, его личная жизнь (ибо что такое жизнь, если она не есть деятельность?) – как повернутая против него самого, от него не зависящая, ему не принадлежащая деятельность. Это и есть самоотчуждение…
Маркс К. 42 т. С. 91.
…человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне… Мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой – в светлом царстве ценностей – у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает.
Сартр Ж.-П. 1989. С. 327.
Мир, который поддается объяснению, пусть самому дурному, - этот мир нам знаком. Но если Вселенная внезапно лишается как иллюзий, так и познаний, человек становится в ней посторонним. Человек изгнан навек, ибо лишен и памяти об утраченном отечестве, и надежды на землю обетованную. Собственно говоря, чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актером и декорациями.
Камю А. 1989. С. 225.
Политическая культура
Политическая культура – комплекс моделей поведения, связанных с жизнью человека в государстве. В современном обществе предполагает осознание, озвучивание и защиту своих гражданских прав.
Мы просто признаем нормой, хотя и редко формулируем эту посылку, что все виды деятельности, кроме политики, требуют признания и таланта, политика же – дело всех и всякого. Вот почему, чтобы стать футболистом, нужно уметь играть, а чтобы стать политиком, ничего, кроме возраста, не требуется.
Петров М.К. 1995. С. 188.
[Для демократии необходим ряд условий.] Чтобы элиты могли быть ответственными перед обычным гражданином, от него требуется ряд вещей: он должен уметь выразить свое мнение так, чтобы элиты поняли, чего он хочет; гражданин должен быть вовлечен в политику таким образом, чтобы знать и беспокоиться о том, ответственны ли элиты перед ним или нет; он должен быть достаточно влиятельным, чтобы навязывать элитам ответственное поведение. Однако … чтобы элиты были сильными и принимали властные решения, следует ограничивать участие, активность и влияние обычного гражданина. … Потребность во власти элит предполагает, что обычный гражданин будет относительно пассивен, выключен из политики и почтителен по отношению к правящим элитам. Таким образом, от гражданина в демократии требуются противоречащие одна другой вещи: он должен быть активным, но в то же время пассивным, включенным в процесс, однако не слишком сильно, влиятельным и при этом почтительным к власти.
Алмонд Г.А., Верба С. 1992. С. 124.
Ядро политического абсентеизма образует устойчивая культурно детерминированная позиция граждан, по собственной воле отказывающихся от участия в публичной реализации своих конституционных политических прав, прежде всего, прав избирательных. Политический абсентеизм представляет собой отчуждение определенных социальных групп и индивидов от властных институтов: от власти как таковой, от ее практик, от конкретных лиц и учреждений, от властной мифологии и процедур, легитимизирующих власть. Политический абсентеизм, развившийся до определенных масштабов, ставит под вопрос легитимность демократической власти, а, в конечном счете, и ее самое в целом.
Лейбович О.Л. 2003. С. 149.
Толерантность
Толерантность – бесконфликтное отношение к новому, неизвестному, чужому. Оптимальная стратегия существования в сложном, динамичном индустриальном обществе.
Идея толерантности не что иное, как мировоззренческая формулировка тенденции исключить из публичной дискуссии всякое субъективное … и утвердить оптимальное в функциональном отношении поведение.
Манхейм К. 1994b. С. 304.
… терпимость всегда требует некоторого нравственного усилия. Все мы ревниво храним привычный нам образ мыслей, и все, что резко идет вразрез с ним, раздражает нас и способно вызвать негодование. Наша первая реакция, таким образом, состоит в отторжении необычного, и мы учимся мириться с ним только тогда, когда это совершенно необходимо… Во времена дезорганизации и перемен … люди приучаются к относительной терпимости благодаря неизбежному столкновению с противоположными взглядами – религиозная терпимость, например, является следствием длительного противоборства вероучений.
Кули Ч.Х. 2000. С. 211.
…“чужак” — не просто незнакомец, т.е. человек, которого мы плохо знаем или не знаем вообще. … Чтобы распознать в человеке чужака, я должен уже хоть что-то о нем знать. Более того, они вынуждены время от времени непрошено появляться в поле моего зрения, чтобы я мог рассмотреть их вблизи; хочу я того или нет, они прочно обосновываются в обитаемом мною мире и не собираются покидать его. Если бы не это обстоятельство, то они были бы не “чужаками”, а просто “никем”. <…> Я не знаю точно, как я должен вести себя с ними, чего ждать от них, как с ними поступать.
Бауман З. 1996. С. 60-61.
Как видим, есть достаточно причин, чтобы относиться к чужакам с подозрением, как к потенциально опасным. Они были бы относительно безобидными для нас, если бы вполне четко отличали себя от нас и оставались бы посторонними, согласившись с тем, что наша жизнь — для нас, а их жизнь — это их жизнь, и “вместе нам не сойтись” … Но беспокойство катастрофически нарастает по мере того, как различия перестают быть такими четкими, как раньше, и теряют все больше ясность. То, что вначале, возможно, рассматривалось как объект для шуток и насмешек, теперь возбуждает враждебность и даже агрессивность.
Бауман З. 1996. С. 67.
|