|
Лекция II.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ
- Проблема современности в гуманитарном знании.
- Парадигмы высокой культуры.
- Культура как образ жизни.
- Культура как репрессия.
Основные категории: парадигма, цивилизация, социокультурный институт, сублимация
- Культурология как часть гуманитарного знания обладает собственной историей. Для нас важно найти в ней теоретические концепции, сохранившие свою актуальность. Поиск последних возможен в пределах научного сообщества - объединения людей, профессионально работающих в науке с собственной ранговой системой - набором ценностей и принятыми нормами. Научные дискуссии (споры), ведущиеся внутри этого сообщества, своим продуктом имеют создание ПАРАДИГМ (Т.Кун), т.е. правил исследования, обязательных для конкретной научной дисциплины. В них входят методологические основания исследования - общие представления о предмете, его принадлежности к той или иной части мира природы, человека и способы познания, считающиеся необходимыми, обязательными и эффективными. Техника исследования - конкретные процедуры, при помощи которых проверяются аксиомы исследователей, т.е. набор научных положений, не требующих ни проверки, ни доказательств.
Понятийный аппарат, при помощи которого описываются различные стороны предмета, - общий для всех исследователей.
Парадигмы образуют рамки исследования: теоретические и практические.
Для гуманитарного знания характерно соперничество нескольких парадигм в каждый исторический момент. В этих условиях встает проблема современности культурологических парадигм.
Для гуманитарного знания современными являются те парадигмы, которые актуальны для научного сообщества в целом и для отдельных частей, независимо от того, когда они созданы.
Следует отличать парадигмы, принятые в научном сообществе, от идей, бытующих в массовом сознании современников. Как правило, результаты научных исследований поступают в него с большим опозданием и в крайне упрощенном, примитивном виде, закрепляются на долгое время традицией и продолжают свое загробное существование многие годы после того, как они потеряли всякий интерес, кроме исторического, для специалистов.
Массовое сознание - кладбище отживших научных парадигм. Здесь мы их касаться не будем.
Темой лекции являются культурологические парадигмы, принятые в современном научном сообществе. Естественно, не все. Культурология - отрасль знания относительно гуманитарных наук достаточно молодая - и потому процесс первичных дискуссий, в которых вычленяется предмет науки и согласуется терминология, еще не завершен.
Так, ключевым термином науки можно считать слово «культура», однозначного определения которого нет в современном гуманитарном знании. Счет значений этого слова идет на сотни. В этих условиях дробность и множественность парадигм культурологии становится очевидным.
В лекции пойдет речь о некоторых парадигмах, которые можно посчитать наиболее влиятельными.
- Парадигма высокой культуры сложилась в германской философской традиции на рубеже ХIХ-ХХ вв. Среди ее создателей Ф.Теннис, М.Шелер, О.Шпенглер. В упрощенном и выпрямленном изложении эта парадигма выглядит следующим образом:
Человек - существо, наделенное душой и потому стремящееся к идеалам добра и красоты, но одновременно это существо, отягощенное зовом плоти, низменными и грубыми потребностями.
Какой человек, таков и создаваемый им мир, который имеет два уровня: высший и низший. Высший может быть назван культурой, низший - цивилизацией.
Культура обнимает творения человеческого гения, исполненные красоты, веры, гармонии.
Цивилизация - есть собрание продуктов человеческой деятельности, созданные и используемые для утилитарных целей .
Культура и цивилизация находятся между собой в вечном конфликте. Рост цивилизации губит культуру, а с ней ведет к краху и самого человека.
Элементы цивилизации могут внешне походить на культурные творения. Так, детектив может заимствовать художественные приемы из высокой прозы. Тексты модных песенок часто обращаются к темам классической поэзии.
Сходство это, однако, обманчиво. Продукты цивилизации лишь имитируют творения высокой культуры, опошляя их в угоду низменным вкусам толпы.
Творения культуры, напротив, соответствуют божьему замыслу, а вместе с ним национальному духу и вечным эталонам красоты и добродетели. Если искусство, то классическое; если правила жизни, то благородные; если чувства, то религиозные, либо, в светском варианте, патриотические.
Цивилизация доступна всем. Культура - избранным, аристократии духа. Выход культуры из аристократического круга опошляет культуру. Так, русский философ Иван Ильин, порицал массовый выпуск радио и граммофонных аппаратов, поскольку они делают доступными для каждой горничной бессмертные творения музыкальных гениев.
Парадигма высокой культуры по новому толкует термин цивилизация. Исторически он означал нечто иное, нежели скопище вещей, созданных на потребу людей, не способных к созиданию и восприятию культуры. В иных парадигмах термин «цивилизация» описывает конкретные состояния культуры, сложившиеся в определенное историческое время и место: например, римская цивилизация, цивилизация Древнего Китая; либо под термином цивилизация понимаются наиболее развитые, утонченные формы культуры: цивилизованный рынок, например.
Парадигма высокой культуры в настоящее время большей частью принадлежит искусствоведам, рассматривающим художественную культуру человечества как большую галерею, наполненную шедеврами. Ее изучение напоминает неспешную экскурсию по залам музея, экскурсию, куда могут быть приглашены только посвященные.
- В научном гуманитарном знании более распространена сегодня иная парадигма, толкующая культуру как ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, принадлежащих к различным народам и историческим эпохам.
Основные принципы этой парадигмы следующие:
- Нет ни единой культуры, ни единой цивилизации. Существует множество культур, каждая из которых в равной степени самоценна и самодостаточна (Н.Данилевский)
- Культура совпадает с человеческой практикой, содержание которой - приспособление людей к природной среде особыми внебиологическими технологиями (способами) , какими бы они не были: примитивными или сложными, исполненными красоты или пошлыми (Э.Маркарян)
- Культура обладает целостностью. В ней нет лишних элементов. Ритуалы, традиции, обычаи - все они исполняют определенные функции, образуя особые социокультурные институты (Б.Малиновский, А.Рэдклифф-Браун). Парадигма образа жизни включает в себя КОНЦЕПЦИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ. Согласно ей, социокультурный институт образует устойчивый и относительно самостоятельный (автономный) компонент образа жизни людей. У него сложная структура.
Ядро института - созданное людьми или (и) природой средство человеческой деятельности. Им может быть предмет, будь то повозка, ткацкий станок, вечное перо, автомобиль, компьютер; организация, вроде семьи, дружеской компании, студенческой группы; обряд (религиозная церемония, свадьба, экзамен); произведение искусства (живописное полотно, музыкальная пьеса, книга).
Вокруг него складывается система социальных ролей, исполняемых людьми по определенным правилам.
Причем, в пределах этих социальных ролей используемые людьми средства, последовательность и порядок действий приобретают символическое значение.
Символ - это знак, понятный для людей, объединенных социокультурным институтом, и только им одним.
Так, порядковый номер «41-ый» у студентов Пермского технического университета вызывает однотипную реакцию на переполненный автобус, следующий маршрутом «Центр - комплекс». Для других людей возможны совсем другие переживания.
Люди, по правилам исполняющие социальные роли, приписывают своим действиям особую ценность, также являющуюся неотъемлемой чертой социокультурных институтов.
Отметим также, что люди участвуют в разных социокультурных институтах, осваивая в них не совпадающие друг с другом нормы и ценности поведения.
Институциональный подход к культуре позволяет выявить в ней устойчивые структурные образования, сочетающие в себе вещественные и иные элементы культуры.
В парадигме образа жизни главное не артефакты культуры, но сам процесс человеческой практики.
В ней нет деления на высшие и низшие культуры, только на разные. Носителем культуры, а точнее культур, являются все люди, строящие свою деятельность на основе созданных ими и их предшественниками социальных технологий.
В этой парадигме цивилизация - исторически сложившаяся у народов форма культуры.
В парадигме образа жизни работают социологи культуры.
- Понимание КУЛЬТУРЫ КАК РЕПРЕССИИ принадлежит З.Фрейду. Согласно его взглядам: человек - существо двумерное. Под тонкой оболочкой приличий, образования, эстетических идеалов, выработанных историей, волнуется океан бессознательного, полностью принадлежащий к животному миру.
Оно постоянно дает о себе знать в сновидениях, случайных обмолвках, в невротических состояниях.
По своей природе бессознательное антиобщественно. В его основе инстинкт обладания другим человеком, называемый либидо.
Для того, чтобы люди могли вести упорядоченную общественную жизнь, они изобрели культуру.
Культура - это, прежде всего, система запретов, наказаний, всевозможных защитных средств от враждебных побуждений человека, и лишь во вторую очередь орудия и инструменты, нужные для покорения внешней природы и производства материальных благ.
Окультуривание человека предполагает формирование у него новой - внеприродной - психической инстанции - Super Ego, в которую он включает все эти запреты, делая их таким образом своей собственностью. Так складывается нравственность.
Одним из продуктов super ego можно считать сублимацию - перевод инстинктивных желаний и потребностей в иные формы, признанные обществом. Так, человек выражает свою любовную страсть в поэзии или танце. В этом смысле искусство - эрзац (заменитель) удовлетворения, которое человек, не принявший культуру, переживает в более простой форме.
Чем культура развитей, изощренней, тем сильнее она подавляет человеческие инстинкты, тем более она враждебна природе человека. Последний расплачивается душевными заболеваниями и спонтанной агрессией по отношению к себе и своим близким.
З.Фрейд положил начало парадигме культурологии, включавшей в фокус исследования взаимоотношения «человек - культура». Он акцентировал внимание на фундаментальном противоречии между природными инстинктами человека и социальным миром, в котором тот только и может жить.
Позиция З.Фрейда была скорректирована в трудах его последователей Э.Фромма и Г.Маркузе.
Краткий обзор трех парадигм культурологии нужен для того, чтобы определиться, в какой из них мы будем работать дальше. Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. Добавим только, что самым большим грехом для исследователя является «склеивание» парадигм, т.е. одновременное использование взаимоисключающих способов и правил исследования.
Заранее должен предупредить, что дальнейший курс лекций будет выдержан в контексте парадигмы образа жизни, что не исключает иного выбора для студентов, взявшихся за исследовательскую работу.
Что можно прочитать.
Данилевский Н. Россия и Европа. - М., 1991.
Ионин Л. Социология культуры. - М., 1996.
Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.
Маркарян Э. Теория культуры и современная наука. - М., 1983.
Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М., 1991.
Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.
Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.
|