|
ЛЕКЦИЯ Х
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
- Индустриальное общество: множественность культурных форм.
- Экономическая и политическая формы культуры.
- Религия и искусство.
Основные категории: формы культуры, отчуждение от культуры, экономическая культура, политическая культура, религия как форма культуры, искусство как форма культуры, художественные стили, постмодернизм.
- Культура индустриального общества явление многомерное и потому ее можно анализировать с различных позиций. На предшествующей лекции мы рассматривали культуру сквозь призму ее носителей - социокультурных групп и получили соответствующее изображение, в котором главным составляющим стала субкультура. Сменив угол зрения, попытаемся представить культуру в виде множества культурных форм, «приписанных» к соответствующим социальным институтам. Такой подход правомерен в силу того, что любой социальный институт, будь-то научная лаборатория, армейское подразделение или сватовство, прием на работу, обязательно содержит в себе культурный компонент: стилевое оформление, нормы поведения, ритуалы, символы.
Индустриальное общество характеризуется строгой дифференциацией институтов: образовательных, экономических, политических, религиозных ..., что предполагает подобную же дифференциацию форм культуры.
Под культурной формой понимается определенная технология социального действия (с ценностями, нормами, символами, стилем), реализуемая в рамках конкретного социального института или сети институтов.
Если носителями субкультуры являются люди, объединенные по какому-то значимому признаку, то носителем культурной формы является институт с его затверженными ролями, устоявшимися правилами и конкретными функциями.
Индустриальное общество организует множество институтов, каждый из которых, получив право на существование, развивается, дифференцируется, размножается. Рост социальных институтов вызывает к жизни все новые и новые культурные формы. Культура специализируется, усложняется, дробится на все более мелкие, осколочные составляющие.
Побочным эффектом этого процесса является отчуждение человека от культуры потому, во-первых, что никто не способен уже овладеть ею целиком, быть энциклопедистом, в старом значении этого слова, а, во-вторых, культура, помещенная в институт рационального типа, приобретает черты безличной, машинизированной технологии, превращающей человека в винтик системы.
Реакцией на усложнение, специализацию и институализацию культуры является бунт против культуры, тяга к самым архаичным моделям поведения, тоска о простоте и прозрачности ушедшего традиционного мира.
Можно сгруппировать культурные формы в соответствии в подсистемами общества, памятуя о том, что между ними нет строгой иерархической связи. В разных ситуациях и для разных людей конкретные институты обладают разными значениями. Тем не менее, приоритет экономической подсистемы в индустриальном обществе обладает достаточной силой для того, чтобы экономическая форма культуры, или сокращенно, экономическая культура, занимала положение, подобное тому, каким располагала религия в традиционном обществе.
- Экономическая культура складывается из культуры труда, предпринимательства, потребления.
Она наиболее рационализирована и систематизирована.
Экономическая культура включает в себя этос предпринимательства, трудовую мораль, своеобразный кодекс поведения в условиях рынка.
Экономическая культура содержит в себе отработанные процедуры поиска работы, производственной карьеры, честной конкуренции, защиты экономических интересов.
Ключевой проблемой экономической культуры является проблема ценностей (Н.Смелзер): насколько они благоприятствуют экономической активности, либо, напротив, препятствуют ей.
При этом следует помнить, что экономические ценности входят в более обширную систему ценностей, находящих оправдание в светских идеях или религиозных доктринах, принятых участниками экономической деятельности. Какова ментальность людей - таковы их экономические ценности и, стало быть, мотивация экономической деятельности.
Новая ментальность складывается на пересечении традиций общества, результатов всеобщего образования и направленной деятельности правящих групп по форсированию экономической культуры, особой идеологии предпринимательства и наемного труда.
Экономическая культура по-разному представлена в отдельных социокультурных группах.
В индустриальном обществе складывается особая политическая форма культуры.
Политическая культура включает в себя эталоны (образцы) политического поведения, реализуемые в отправлении власти, избирательных кампаниях, массовых политических действиях.
Содержание политической культуры определяется природой политических институтов индустриального общества, иначе называемого гражданским.
Гражданское общество характеризуется множеством автономных от власти социальных институтов, защищающих партикулярные интересы отдельных социокультурных групп: союзов предпринимателей, профессиональных союзов, разного рода гильдий, корпораций, органов информации и т.д. и т.п.
В таком обществе гражданин в своих взаимоотношениях с властью может найти опору в социальных организациях, достаточно влиятельных для того, чтобы защитить его законные права. В этой ситуации государство становится правовым, что предполагает приоритет прав личности перед всеми правами государства или его отдельных ветвей.
Политическая культура индустриального общества базируется на соответствующих ценностях, среди которых права личности, закон и правопорядок. Нормы политической культуры накладывают достаточно жесткие ограничения на стиль политического действия, в т.ч. и высказывания, запрещая все то, что противоречит фундаментальным ценностям правового государства. Принятые ограничения в политическом языке получили название политкорректности.
Политическая культура специализирована. Политик (депутат, партийный лидер, редактор влиятельной газеты или журнала) - это профессия, на которую учатся и в которой работают. Остальные граждане занимаются политикой, когда участвуют в выборах, поддерживают взносами или манифестациями ту или иную политическую партию, обсуждают политические новости.
Одной из болезней политической культуры является абсентеизм - отказ от участия в каких бы то ни было формах политической деятельности значительной части населения.
В границах политической культуры развивается особая военная культура. Ее социальным основанием являются армейские институты во всем их многообразии, такие как офицерский корпус, военные учебные и научные учреждения, всеобщая воинская повинность и иные.
Военная культура содержит в себе особые ценности, нормы поведения, тщательно разработанные ритуалы, наполненные богатой символикой. Она опирается на традиции, восходящие к рыцарской культуре.
- В индустриальном обществе религиозные институты сохраняют свою значимость, участвуя в регулировании человеческого поведения, давая своим прихожанам возможность приобщиться к высшим ценностям, понять ограниченность их мирских интересов, просто войти в контакт друг с другом поверх экономических и социальных барьеров.
Кроме того, религиозные институты - воплощение традиции в новом десакрализованном мире, своего рода символ непрерывности человеческой истории.
Религиозные институты функционируют автономно, отдельно от государственных и образовательных. Они расположены на «пограничной полосе» между публичной и частной сферой жизни. Религиозное самоопределение является частным делом гражданина, который волен выбирать в какой форме он сообщается с Богом: в храме, на публичных церемониях или наедине.
Религиозные институты вынуждены адаптироваться к новой реальности, согласуя традиционную картину мира с научными представлениями, придавая проповедям социальную окраску, соблюдая политкорректность, даже обновляя религиозную доктрину.
Традиционным религиозным институтам противостоят новые церкви, ориентированные на то, чтобы замкнуть на себя все социальные роли человека, «увести» его из повседневного мира, наложить жесткие ограничения на все виды человеческого поведения.
Слабость теологической основы, обычно «склеенной» из разнородных элементов христианства и дзен-буддизма, компенсируется в них машинизированными технологиями прямого воздействия на верующих, крайней агрессивностью по отношению к чужим.
Иначе говоря, религиозная культура неоднородна. Модели поведения в ней принадлежат к разным традициям.
В индустриальном обществе кардинальным образом меняется ситуация искусства. Как и все остальные культурные формы, искусство пребывает в экономической оболочке в соответствии со знаменитой формулой: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
В то же время искусство освобождается от навязанных ей в прошлом функций: назидать, проповедовать, воспитывать и просвещать (ими заняты иные институты) и превращается в самодостаточный компонент культуры.
По своей природе искусство - божественная игра, где оба элемента равноценны. В таком случае у искусства единственная общественная функция: доставлять эстетическое наслаждение читателю, слушателю, зрителю (В.Набоков).
Искусство раздваивается. Его нижний этаж составляет то, что предназначено для массовой продажи и ориентировано на вкусы все того же среднего класса. Оно развлекает и примиряет с обществом.
Его верхний этаж, рассчитанный на знатоков, поражает стилевым разнообразием.
Искусство эволюционизирует, пробуя и отвергая разные формы до тех пор, пока не открывает для себя постмодернизм. В основе этого стиля - игра художника, не чувствующего ответственности перед обществом, - игра, выросшая из культурной традиции и в ее рамках происходящая. В ней заложена самоирония художника, приглашающего читателя (или зрителя) выйти из повседневности и насладиться игрой как таковой.
Таким образом,
- Культура индустриального общества существует и развивается в разнообразных формах, в конечном счете, соответствующих общественной природе различных социокультурных институтов.
- В иерархии форм приоритетную позицию занимает экономическая культура, определяющая модели поведения человека в главной подсистеме экономического общества.
- Политическая культура формирует образцы поведения в правовом государстве, предлагая специализированные технологии для профессионалов от политики и иных граждан.
- В свою очередь, религия перемещает границы морали от сугубо утилитарных норм к требованиям нравственного Закона, поддерживая культурную традицию в постоянно меняющихся ситуациях.
- Искусство, ставшее автономным, движется по двум не пересекающимся путям: поиску чистой формы (постмодернизм) и производству для рынка (масскультура).
Что можно прочитать
Гуревич П. Философия культуры. - М., 1996.
Коган Л. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993.
Кукаркин А. Буржуазная массовая культура. - М., 1985.
Морфология культуры. - М., 1994.
Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 1996.
Швейцер А. Культура и этика. - М., 1983.
|