http://culturalstudy.pstu.ru/                                                                                                          Комсомольский проспект, 29, ауд. 405, к.А.
Учебная
работа
Научная
работа
Наши защиты Конференции Проф-
ориентация
школьников
ФДОТ Расписание
Центр
социальных
технологий
Наши путешествия Инновационная
деятельность
Отзывы на
наши работы
История
кафедры
Учебная работа
В помощь студенту
Библиотека
Учебные пособия
Учебные программы
Работы студентов

Д.Д. Фрэзер. Золотая ветвь.

М.: Изд-во полит. лит-ры, 1980. С. 790-793.

Прощание с Неми

<…>Если принять во внимание то обстоятельство, что во все времена и у всех народов основные потребности человека, по существу, ничем не отличаются, а средства, к которым в раз­ные эпохи люди прибегали для их удовлетворения, весьма различны, мы вынуждены будем сделать вывод, что в общем и целом поступательное движение человеческой мысли, насколь­ко мы можем составить себе представление о нем, шло от магии через религию к науке. В магии при преодолении труд­ностей и опасностей, которые осаждают его со всех сторон, человек полагается исключительно на свои собственные силы. Он верит в некий неизменный природный порядок, на который он наверняка может полагаться и которым он имеет возмож­ность манипулировать в своих целях. Обнаружив свою ошиб­ку, человек с грустью констатирует, что порядок природных явлений, из признания которого он исходил, а также его соб­ственная способность осуществлять контроль над этими явле­ниями были не более как плодами его воображения. Он пере­стает полагаться на свои умственные способности и смиренно отдает себя во власть великих невидимых существ, пребываю­щих за завесой природных явлений, существ, которым он от­ныне приписывает все те необычайные способности, что неког­да дерзко присваивал себе. Так в умах людей наиболее про­ницательных магия вытесняется религией, которая видит в последовательности природных явлений результат воли, страстей или произвола духовных сущностей, сходных с человеком, но значительно превосходящих его своим могуществом.

Однако со временем это объяснение, в свою очередь, становится неудовлетворительным: оно исходит из того, что пос­ледовательность природных явлений не подчинена неизменным законам, а носит в какой-то мере изменчивый и непредвиден­ный характер. Более скрупулезное наблюдение эту предпосыл­ку не подтверждает. Напротив, чем глубже мы исследуем при­роду, тем больше нас поражает строгое единообразие и безукоризненная точность, которые отличают природные процессы во всех их известных проявлениях. Всякий сколько-нибудь значительный шаг на пути познания до сих пор способствовал расширению наших представлении об упорядоченности мира и ограничивал соответственно сферу кажущегося беспорядка. Это дает нам основание полагать, что и там, где, казалось бы, про­должают господствовать произвол и случайность, на более вы­соком этапе познания место кажущегося хаоса займет космос. Так, передовые умы человечества в своем стремлении глубже постичь тайны природы отвергли как неверное религиозное представление о природном порядке и в какой-то мере верну­лись к точке зрения магии. При этом было эксплицировано представление, которое скрыто содержалось уже в магии, представление о строгой закономерности в протекании природ­ных процессов, дающее нам при внимательном наблюдении возможность с точностью предвидеть ход этих процессов и претворять это предвидение в действие. Короче говоря, на место религиозной концепции природы пришла научная.

Хотя в том, что касается веры в глубинную упорядоченность всех вещей, наука имеет много общего с магией, едва ли есть необходимость напоминать читателю данного труда о том, что порядок в понимании магии существенно отличается от науч­ного представления о порядке. Данное различие обусловлено различием методов, с помощью которых люди пришли к этим представлениям об упорядоченности мира. Упорядоченность, к которой стремится магия, является не более чем экстрапо­ляцией посредством ложной аналогии представления о поряд­ке, в котором зарождаются идеи в нашем уме, а упорядочен­ность в ее научном понимании является результатом кропотли­вого и точного наблюдения природных явлении. Наука уже достигла столь многочисленных, достоверных и блестящих результатов, что одного этого достаточно для того, чтобы воз­будить в нас устойчивое доверие к надежности ее метода. Пос­ле тысячелетних блужданий в темноте в лице науки человеку наконец удалось найти золотой ключик, с помощью которого можно отворить столько дверей в сокровищнице природы. Не будет, видимо, преувеличением сказать, что и в дальнейшем перспективы прогресса в нравственном, интеллектуальном и материальном плане будут неразрывно связаны с состоянием научных исследований, и любое препятствие на пути научных открытий будет способно причинить человечеству только вред.

Но история мысли преподносит нам также следующий урок: из того, что научное воззрение является лучшим из до сих пор сформулированных представлений о мире, нельзя с необходимостью заключать, что оно является окончательным и всеобъемлющим. Не следует упускать из виду того обстоя­тельства, что научные обобщения по сути своей являются не более как гипотезами, изобретенными для упорядочения на­ходящейся в процессе постоянного изменения фантасмагории мысли, которую мы высокопарно именуем миром и вселенной. В конечном счете и магия, и религия, и наука — это всего лишь способы теоретического мышления, и подобно тому как наука вытеснила своих предшественниц, в будущем на смену ей мо­жет прийти другая, более совершенная гипотеза. Возможно, это будет радикально иной взгляд на вещи, точнее, на их тени на экране ума, взгляд, о котором наше поколение не может со­ставить себе ни малейшего представления. Прогресс познания является бесконечным продвижением к вечно ускользающей цели. И едва ли стоит роптать на то, что этот поиск не имеет конца.

В процессе этого поиска будут еще совершены великие от­крытия, хотя нам не суждено насладиться их плодами. Да, над головой будущего великого Одиссея будут сиять более яркие звезды. Грезы магии в один прекрасный день станут живой ре­альностью науки. Однако на удаленный от нас конец этой обворожительной перспективы ложится свинцовая тень. Какое бы грандиозное приращение знания и господства над приро­дой ни сулило человеку будущее, ему едва ли удастся когда-нибудь свести на нет действие могучих сил, которые неви­димо, но неустанно работают над разрушением вселенной, где, подобно песчинке в океане, плавает наша Земля. В гря­дущую эпоху человек, возможно, будет располагать воз­можностью предсказывать, а вероятно, и направлять изменчи­вое движение ветров и облаков, но едва ли в его хрупких ру­ках достанет силы ускорить движение сходящей с орбиты Зем­ли или вдохнуть заряд свежей энергии в Солнце.

Copyright © Кафедра культурологии ПГТУ 2007  culture@pstu.ac.ru
Веб-мастер  crov@mail.ru