|
Э. Кассирер. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы.
//Культурология XX век. – М., 1995. С.177.
С этой целью мы вновь возвращаемся к понятию «символа», как его понимал и характеризовал Генрих Герц с точки зрения физического познания. Единственное, что физик ищет в явлениях, — это выражение их необходимой связи. Но достигнуто оно может быть единственным путем: он не только оставляет позади себя непосредственный мир чувственных впечатлений, но и, казалось бы, вовсе отстраняется от него. Понятия, которыми он оперирует — понятия пространства и времени, массы и силы, материальной точки и энергии, атома или эфира, — это свободные «призрачные образы», которые проектирует познание, дабы овладеть миром чувственного опыта и обозреть его как закономерно-упорядоченный мир, но которым ничего не соответствует собственно в непосредственных чувственных данных. Однако, несмотря на такое несоответствие, — а, возможно, именно благодаря ему — мир физических понятий целиком замкнут сам на себя. Каждое отдельное понятие, каждый особый «призрачный образ» и знак подобен произносимому слову богатого значениями и смыслами, разделенного по твердым правилам языка. Еще в первых начатках современной физики, еще у Галилея можно найти сравнение, что «книга природы» написана языком математики и доступна прочтению только с помощью математического шифра. И с тех пор все развитие точного естествознания показывает, что на самом деле всякий прогресс в постановке его проблем и в его понятийных средствах шел рука об руку с возрастающей утонченностью его знаковых систем. Точное понимание основных понятий Галилеевой механики было достигнуто только тогда, когда с помощью алгоритма дифференциальных исчислений было определено общее логическое место этих понятий и созданы их общезначимые логико-математические обозначения. И исходя из этого, исходя из проблем, связанных с открытием анализа бесконечного, Лейбниц сразу сумел точно определить общую проблему, содержащуюся в функции обозначения, сумел придать своему плану универсальной «характеристики» подлинно философское значение. Логика вещей, т.е. основных содержательных понятий и отношений, на которых строится наука, неотделима, по его глубокому убеждению, от логики знаков. Ибо знак есть не просто случайная оболочка мысли, но ее необходимый и существенный орган. Он служит не только цели сообщения готового мысленного содержания, но является инструментом, благодаря которому само это содержание складывается и впервые приобретает свою полную определенность. Акт понятийного определения содержания идет рука об руку с актом его фиксации в каком-либо характерном знаке. Таким образом, всякое подлинно строгое и точное мышление находит себе поддержку только в символике и семиотике, на которые оно опирается. Любой «закон природы» в нашем мышлении принимает вид общей «формулы», но всякую формулу можно представить только как связь общих специфических знаков. Без таких универсальных знаков, как, например, в арифметике и алгебре, нельзя было бы выразить ни одно особое отношение в физике, ни один частный закон природы. В этом как бы наглядно выражается основной принцип познания вообще, в соответствии с которым всеобщее может созерцаться всегда лишь в особенном, а особенное мыслится всегда только в отношении ко всеобщему.
|