|
К. Манхейм. Человек и общество в эпоху преобразования.
//Диагноз нашего времени. – М.Юрист, 1994. С.3030-304.
Та же амбивалентная структура, которую мы наблюдали в области целерациональности и целеиррациональности, обнаруживается и в области развития человеческой моральности. Здесь также выступает, с одной стороны, современное индустриальное общество со своим мощным процессом все возрастающего культивирования чувства долга, ответственности; а с другой - структура власти нашего общества создает стимулы к утрате чувства ответственности, порождая ситуацию наподобие короткого замыкания в электричестве. И в этом случае дело не в том, что человек сам по себе живет двойной жизнью своих инстинктов и исконно обладает в качестве душевного наследия как злом, так и добром. Здесь также можно точно указать те точки, в которых господствующий социальный аппарат принуждает одних и тех же людей к поведению то одного, то другого рода. Мы и в этом случае хотим проследить действие обоих рядов и установить, какой социальный механизм создает рост моральности, а какой - тенденции к ее уничтожению. Для того чтобы, пусть даже грубо, охарактеризовать человеческую моральность, необходимо рассмотреть поведение людей на различных ступенях его развития с двух точек зрения. Каких пределов достигли дальновидность и сознательность человеческого рассудка в социальном действии? В какой мере человек определенной эпохи был способен нести ответственность? Само собой разумеется, что эти два вопроса охватывают не весь феномен морали, а лишь ту его сторону, которая важна для нас в данной связи.
В области морали также можно, хотя и с некоторыми модификациями, применить точку зрения функционального и субстанциального. Функциональный аспект морали находит свое выражение в тех нормах, эффективность которых гарантирует беспрепятственное функционирование общества. Существует множество таких норм: они соответственно и варьируют структуру общества.
Субстанциальный аспект морали характеризуется определенным конкретным содержанием (религиозные законы, чувства и нормы), которое может быть по своему качеству совершенно иррациональным. Начиная с самых примитивных времен и до наших дней можно обнаружить две формы запретов, табуирований - одни гарантируют функционирование общества, другие отражают особые эмоциональные установки, традиции или даже идиосинкразию группы.
Чем больше современное массовое общество рационализируется функционально, тем больше в нем действует тенденция к нейтрализации субстанциальной моральности или к тому, чтобы оттеснить ее в область «частного». В публичной сфере общество стремится ограничиваться функциональными нормами. Идея толерантности не что иное, как мировоззренческая формулировка тенденции исключить из публичной дискуссии всякое субъективное или связанное с определенными группами содержание веры, т.е. субстанциальную иррациональность, и утвердить оптимальное в функциональном отношении поведение. Только если субстанциальный иррационализм побеждает посредством описанного в первой части нашего исследования механизма массового общества и в других областях общественной жизни и грозит уничтожением рационализации, и в области морали возникает религиозная борьба, борьба за качественное содержание.
Дальновидность и мера ответственности представляются нам двумя наиболее существенными критериями, которые позволяют наилучшим образом проследить изменение образа функциональной моральности.
|