|
Вариант 6. Культурные особенности современного избирательного процесса
Цель: Проанализировать процесс выборов, выделить его особенности в Пермском крае.
Пояснение терминов: Мифологический образ политика предполагает эмоционально привлекательные характеристики политического деятеля, в которых реальность и вымысел переплетаются и создают непротиворечивую и не требующую логического анализа картину. Политическая презентация – создание и разыгрывание политиком того образа себя, который он хочет предъявить окружающим, чтобы завоевать определенную репутацию.
Источники: Любые агитационные материалы о кандидатах в депутаты: газетные статьи, рекламные ролики на ТВ, листовки, информационные листки, фотографии на плакатах и календарях. Аналитические статьи в прессе.
Совет: Данную тему лучше выбирать в период избирательных кампаний, когда материалы легко доступны, их приносят в почтовые ящики. Но можно сосредоточиться только на агитации и аналитике в СМИ, и тогда получится анализ уже прошедших выборов.
Этап наблюдения:
Необходимо собирать все агитационные материалы выбранных кандидатов в течение двух месяцев избирательной кампании и просмотреть местные газеты за месяц до ее начала (газеты «Звезда», «Новый компаньон», «Местное время», «Пермский обозреватель»). В приложение следует поместить экземпляры источников, которые описаны в работе.
Подсказки:
- Следует сосредоточиться на агитационных материалах только 2-3 кандидатов в депутаты.
- Уличные плакаты, которые вы будете анализировать, необходимо сфотографировать и поместить в приложение.
Этап описания:
Разделите источники по этапам и по видам. Опишите каждый из них.
Подсказки:
- Оцените количество и качество (по видам) агитационной продукции до официального объявления о начале выборов и после.
- Каждый из видов следует описывать отдельно. Можно выделить, например, фотографии кандидатов, биографии, программы деятельности, аналитические статьи в прессе. Желательно расширение этой классификации или дополнительное предложение собственной.
- Фотографии позволяют описать визуальную презентацию кандидата. Выделите символические элементы визуального образа. Например, очки и деловой костюм могут быть символами образованности и интеллигентности. Анализировать следует также жесты и позы. Они могут демонстрировать энергичность, серьезность, мужественность. Здесь может помочь книга А. Пиз «Язык телодвижений». Человеческие, профессиональные качества и даже намерения могут быть символически выражены через окружающих кандидата людей (группа детей, члены семьи, рабочие завода, пенсионеры), вещи (береза как символ родины, здание Пермской художественной галереи) и цвета (триколор – символ России, красный может символизировать связь с советским прошлым или готовность к активным действиям).
- Выделите символы, связывающие кандидата и его избирателя. Это могут быть символы связи с родным краем, с Россией, с наиболее распространенными профессиями, с народным характером. Фактором объединения могут быть праздники.
- Статьи в СМИ помогут описать модель поведения кандидата на выборах.
Этап объяснения:
Выделите особенности модели поведения политиков в процессе выборов. Сформулируйте образ идеального кандидата, за которого проголосовали бы избиратели, найдите в нем мифологическое содержание.
Подсказки:
- Сравните агитационную продукцию разных кандидатов по разным параметрам. Например, по использованным символам, по моделям поведения или по использованным стереотипам.
- Опишите образ (сочетание внешних характеристик, человеческих и профессиональных качеств) идеального политика, которого рисует пресса и агитационная продукция. Проанализируйте этот образ с точки зрения его мифологического содержания. В этом помогут биографические и программные материалы. Например, в 2000 году Семена Леви называли в СМИ «Хозяином» и «Создателем». Причем «Создатель» здесь находит аналогию с богом – создателем. В продолжение кампании Леви начинают сравнивать со «Львом», с «героем», «его труд освещает жизнь многих земляков». О нем пишут как о Цезаре: «Жребий брошен, Рубикон перейден. Отступать некуда. Он один в поле воин».
- Выделите группы избирателей (адресные группы), на которых направлена та или иная агитационная продукция. Дайте их культурную характеристику: выделите их иерархию ценностей, нормы политического поведения, стереотипы их политических ожиданий. Это можно сделать, анализируя программные материалы и обещания кандидатов.
- Необходимо использовать в работе следующие понятия: политическая презентация, патернализм, модели поведения политиков, образ идеального политика, ценности, символы, предпочтения, политический миф.
Тематическая литература:
- Политическая культура: региональные, общероссийские и международные аспекты. Материалы конференции. Пермь, 2003.
- Панорама исследований политики Прикамья. Сб. статей. Вып.1. Пермь, 2002.
- Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. - 1992. - № 4.
- Кимерлинг А.С. Мифологизация политика в переходную культурную эпоху. // Переходные периоды в смене культурных эпох. Сб. статей. Пермь, 2001.С.206-214.
|