http://culturalstudy.pstu.ru/                                                                                                          Комсомольский проспект, 29, ауд. 405, к.А.
Учебная
работа
Научная
работа
Наши защиты Конференции Проф-
ориентация
школьников
ФДОТ Расписание
Центр
социальных
технологий
Наши путешествия Инновационная
деятельность
Отзывы на
наши работы
История
кафедры
Учебная работа
В помощь студенту
Библиотека
Учебные пособия
Учебные программы
Работы студентов

Вариант 6. Культурные особенности современного избирательного процесса

Цель: Проанализировать процесс выборов, выделить его особенности в Пермском крае.

Пояснение терминов: Мифологический образ политика предполагает эмоционально привлекательные характеристики политического деятеля, в которых реальность и вымысел переплетаются и создают непротиворечивую и не требующую логического анализа картину. Политическая презентация – создание и разыгрывание политиком того образа себя, который он хочет предъявить окружающим, чтобы завоевать определенную репутацию.

Источники: Любые агитационные материалы о кандидатах в депутаты: газетные статьи, рекламные ролики на ТВ, листовки, информационные листки, фотографии на плакатах и календарях. Аналитические статьи в прессе.

Совет: Данную тему лучше выбирать в период избирательных кампаний, когда материалы легко доступны, их приносят в почтовые ящики. Но можно сосредоточиться только на агитации и аналитике в СМИ, и тогда получится анализ уже прошедших выборов.

Этап наблюдения: Необходимо собирать все агитационные материалы выбранных кандидатов в течение двух месяцев избирательной кампании и просмотреть местные газеты за месяц до ее начала (газеты «Звезда», «Новый компаньон», «Местное время», «Пермский обозреватель»). В приложение следует поместить экземпляры источников, которые описаны в работе.

Подсказки:

  • Следует сосредоточиться на агитационных материалах только 2-3 кандидатов в депутаты.
  • Уличные плакаты, которые вы будете анализировать, необходимо сфотографировать и поместить в приложение.

Этап описания: Разделите источники по этапам и по видам. Опишите каждый из них.

Подсказки:

  • Оцените количество и качество (по видам) агитационной продукции до официального объявления о начале выборов и после.
  • Каждый из видов следует описывать отдельно. Можно выделить, например, фотографии кандидатов, биографии, программы деятельности, аналитические статьи в прессе. Желательно расширение этой классификации или дополнительное предложение собственной.
  • Фотографии позволяют описать визуальную презентацию кандидата. Выделите символические элементы визуального образа. Например, очки и деловой костюм могут быть символами образованности и интеллигентности. Анализировать следует также жесты и позы. Они могут демонстрировать энергичность, серьезность, мужественность. Здесь может помочь книга А. Пиз «Язык телодвижений». Человеческие, профессиональные качества и даже намерения могут быть символически выражены через окружающих кандидата людей (группа детей, члены семьи, рабочие завода, пенсионеры), вещи (береза как символ родины, здание Пермской художественной галереи) и цвета (триколор – символ России, красный может символизировать связь с советским прошлым или готовность к активным действиям).
  • Выделите символы, связывающие кандидата и его избирателя. Это могут быть символы связи с родным краем, с Россией, с наиболее распространенными профессиями, с народным характером. Фактором объединения могут быть праздники.
  • Статьи в СМИ помогут описать модель поведения кандидата на выборах.

Этап объяснения: Выделите особенности модели поведения политиков в процессе выборов. Сформулируйте образ идеального кандидата, за которого проголосовали бы избиратели, найдите в нем мифологическое содержание.

Подсказки:

  • Сравните агитационную продукцию разных кандидатов по разным параметрам. Например, по использованным символам, по моделям поведения или по использованным стереотипам.
  • Опишите образ (сочетание внешних характеристик, человеческих и профессиональных качеств) идеального политика, которого рисует пресса и агитационная продукция. Проанализируйте этот образ с точки зрения его мифологического содержания. В этом помогут биографические и программные материалы. Например, в 2000 году Семена Леви называли в СМИ «Хозяином» и «Создателем». Причем «Создатель» здесь находит аналогию с богом – создателем. В продолжение кампании Леви начинают сравнивать со «Львом», с «героем», «его труд освещает жизнь многих земляков». О нем пишут как о Цезаре: «Жребий брошен, Рубикон перейден. Отступать некуда. Он один в поле воин».
  • Выделите группы избирателей (адресные группы), на которых направлена та или иная агитационная продукция. Дайте их культурную характеристику: выделите их иерархию ценностей, нормы политического поведения, стереотипы их политических ожиданий. Это можно сделать, анализируя программные материалы и обещания кандидатов.
  • Необходимо использовать в работе следующие понятия: политическая презентация, патернализм, модели поведения политиков, образ идеального политика, ценности, символы, предпочтения, политический миф.

Тематическая литература:

  1. Политическая культура: региональные, общероссийские и международные аспекты. Материалы конференции. Пермь, 2003.
  2. Панорама исследований политики Прикамья. Сб. статей. Вып.1. Пермь, 2002.
  3. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. - 1992. - № 4.
  4. Кимерлинг А.С. Мифологизация политика в переходную культурную эпоху. // Переходные периоды в смене культурных эпох. Сб. статей. Пермь, 2001.С.206-214.
Copyright © Кафедра культурологии ПГТУ 2007  culture@pstu.ac.ru
Веб-мастер  crov@mail.ru