|
Вариант 4. Культура потребления
Цель работы: выявление и описание моделей потребительского поведения.
Пояснение терминов: рациональное потребительское поведение – действия потребителя, основанные на логических умозаключениях, подкрепленных расчетами (например, выгода). Эмоциональное потребительское поведение – действия покупателя, зависящие от установленного эмоционального контакта с продавцом, либо продиктованные собственными чувствами.
Источники: Дневник наблюдений. Наблюдение за поведением определенной группы людей.
Совет: для значимых выводов нужно сформировать группу, однотипную по нескольким (двум и более) признакам. Например: возраст и социальное положение (профессия); пол и размер доходов; место работы и семейное положение (девушки-студентки, таксисты – женатые мужчины и т.п.).
Этап наблюдения:
Лучше всего получать информацию в виде интервью. Для этого необходимо побеседовать с 7-10 представителями выбранной вами группы. Используйте блокнот, либо диктофон в который заносите ответы на заранее составленные вопросы. Примерный перечень вопросов:
- как планируются расходы;
- где и как хранятся деньги;
- какие способы покупок используются (наличными, в кредит, безналичными, с помощью пластиковых карт и т.п.);
- распределение ролей при планировании и совершении покупок;
- какое влияние оказывает реклама на совершение покупок;
- дополнительная информация о собеседнике.
Подсказка:
Разговор не обязательно вести в форме интервью. Это может быть непринужденная беседа в той или иной форме, главное, затронуть все необходимые вопросы. Перед составлением вопросов и характеристик группы посмотрите информацию следующего этапа.
Этап описания:
В тексте не обязательно давать полное описание людей, с которыми проводились беседы. Нужно отразить только значимые признаки, которые были выбраны вначале. Информацию необходимо отразить также в виде таблиц. Сколько их будет, и по каким параметрам они будут объединены – зависит от вас.
Подсказки:
- Нет необходимости описывать потребительское поведение каждого человека, кроме примеров, отличающихся от общих случаев.
- В любой таблице один показатель всегда основной (например – возраст), остальные – зависимые (например, виды поведения, способы хранения денег и т.п.).
- Если будет набрано большое количество материала, можно остановиться на сюжетах, интересующих наблюдателя больше всего.
Этап объяснения:
На данном этапе приветствуется создание названий моделей поведения, а не только их описания. Нет необходимости в поиске формализованных (заданных в литературе) понятий и подгонку под них собственных наблюдений и выводов. Также при описании модели необходимо отразить следующие моменты:
- Потребительское поведение преимущественно рациональное или эмоциональное,
- Насколько современны способы планирования и совершения покупок,
- Насколько широко и почему используются / не используются экономические знания
Тематическая литература:
- Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003 (Глава 11).
- Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие. СПб: Изд-во СПб ун-та, 2000 (Модуль 4: Психология потребителя).
|