http://culturalstudy.pstu.ru/                                                                                                          Комсомольский проспект, 29, ауд. 405, к.А.
Учебная
работа
Научная
работа
Наши защиты Конференции Проф-
ориентация
школьников
ФДОТ Расписание
Центр
социальных
технологий
Наши путешествия Инновационная
деятельность
Отзывы на
наши работы
История
кафедры
Учебная работа
В помощь студенту
Библиотека
Учебные пособия
Учебные программы
Работы студентов

Вариант 2. Политическая культура в моей семье

Цель: выявить особенности современной политической культуры на примере политической культуры своей семьи.

Пояснение терминов: Политическая культура – комплекс моделей поведения, связанных с жизнью человека в государстве. В современном обществе предполагает осознание, озвучивание и защиту своих гражданских прав. Модели поведения людей включают в себя укоренившиеся ценности, принятые нормы, используемые средства, найденные жизненные стили.

Источники: Серия интервью, взятых у представителей вашей семьи.

Совет: Среди членов семьи могут быть близкие и дальние родственники (возможно также привлечение членов семьи близких друзей). Важно, чтобы были представители разных возрастов, но старше 18 лет. При записи интервью необходимо учитывать не только содержание, но и эмоциональный настрой интервьюируемого (респондента).

Этап наблюдения: Вначале составьте для себя список людей, у которых возьмете интервью. Их должно быть 5-7 человек. Заранее распечатайте список вопросов. В качестве базовых необходимо задать следующие вопросы:

  1. Участвуете ли в выборах? Если да, то что ждете от политиков?
  2. Что запомнилось из последних выборов?
  3. Кто из политиков нравится и за какие качества?
  4. Смотрят ли политические передачи? Если да, то какие передачи?
  5. Спорят ли о политике? На какие темы спорят?
Интервью вписываются в контрольную работу полностью в качестве приложения.

Подсказки:

  • С каждым респондентом надо разговаривать отдельно, в спокойной атмосфере. Если вы попытаетесь взять интервью сразу, например, у мамы и папы, это повлияет на их ответы, чистота исследования будет нарушена.
  • Можно брать интервью по телефону.
  • Диктофон значительно облегчит вашу работу.
  • Имена писать не надо, только пол, возраст, род занятий, образование. Род занятий также необходимо классифицировать. Например, можно выделить бюджетников, офисных работников и бизнесменов. Или руководителей и подчиненных.

Этап описания: По материалам интервью необходимо составить таблицы и описать их содержание. В таблицах показывается взаимосвязь пола, возраста и рода деятельности с особенностями поведения в сфере политической жизни и политическими предпочтениями.

Подсказки:

  • Тематика таблиц зависит от социальных (род занятий, образование), возрастных и гендерных (имеется в виду пол) показателей.
  • В таблицах должна быть отражена зависимость участия в выборах, наиболее привлекательных качеств политиков, интереса к политической жизни страны от образования, возраста, пола и рода занятий. Пример названия таблицы: Таблица №1.Участие в выборах различных возрастных групп.
  • Составьте иерархию наиболее привлекательных качеств политиков. Можно выделить человеческие, профессиональные, политические качества.
  • Выделите наиболее часто упоминаемые имена политиков.
  • Опишите модель поведения в день выборов. Перечислите устоявшиеся избирательные ритуалы.
  • Чем больше вы найдете классификаций, зависимостей и особенностей политического поведения, тем выше будет оценка работы.

Этап объяснения: Выделите ценности, модели поведения, ритуалы, символы, симпатии и антипатии. Выявите особенности политической культуры в зависимости от возрастных, гендерных, профессиональных показателей.

Подсказки:

  • Попытайтесь найти объяснение обнаруженным особенностям в связи с ходом исторического процесса в России. Например, свяжите модели политического поведения с элементами советской эпохи (назовите эти элементы) и с особенностями современной жизни. Написать можно так: «Связь политика со спортом получила символическое наполнение. Спортивный имидж подчеркивал относительно молодой возраст, отменное здоровье и тем самым позволял отмежеваться от образов руководителей недавнего прошлого, укреплял связь с молодым поколением, доказывал готовность по-новому подходить к решению насущных проблем».
  • Необходимо использовать в работе следующие понятия: политическая культура, модели поведения, политические ценности, ритуалы, абсентеизм, политические символы, предпочтения, политический миф, образ идеального политика.
  • Опишите образ (сочетание внешних характеристик – особенности поведения и имиджа, человеческих и профессиональных качеств) идеального политика, которого бы выбрала ваша семья. Проанализируйте этот образ с точки зрения его мифологического содержания.
  • Сравните реальные обязанности народных избранников и существующие в семье ожидания. Обязанности депутатов можно найти на официальных сайтах (например, на сайте администрации Пермского края).
  • Найдите взаимосвязь между спорами на политические темы и участием в выборах.

Тематическая литература:

  1. Лейбович О.Л. Абсентеизм в современной политической культуре// Политическая культура: региональные, общероссийские и международные аспекты. Материалы конференции. Пермь, 2003. С.148-155.
  2. Панорама исследований политики Прикамья. Сб. статей. Вып.1. Пермь, 2002.
Copyright © Кафедра культурологии ПГТУ 2007  culture@pstu.ac.ru
Веб-мастер  crov@mail.ru