|
Вариант 7. Имидж города
Цель работы: описать образ города, создаваемый рекламой.
Пояснение терминов: Под имиджем будет пониматься искусственно создаваемый образ какого-либо объекта. Над созданием имиджа работают специалисты public relations. Их задача – сформировать в сознании людей положительные, запоминающиеся ассоциации об объекте.
Основные источники: полиграфическая продукция, рассказывающая о городе.
Совет: объектом исследования может быть любой населенный пункт, имеющий статус города. Важно иметь достаточное количество источников: это могут быть журналы, путеводители для путешественников, музейные проспекты, в которых рассказывается об исследуемом населенном пункте. Работу можно выполнить, опираясь на один (например, использовать только туристические проспекты) или несколько (что больше подойдет для небольшого города) видов источников.
Этап наблюдения:
Сбор материала для работы состоит в поиске информации. Должно быть собрано достаточное количество единиц полиграфической продукции хотя бы одного вида. Например, 10-12 буклетов или проспектов; 3-4 наименования журналов по 5-7 номеров каждый.
Этап наблюдения должен быть отражен в приложении: необходимо представить некоторые экземпляры проспектов или буклетов, копии или страницы некоторых журнальных статей, которые используются в работе. Если вы работаете с иллюстрированными альбомами, то необходимо оформить их в список с полными выходными данными (город, год издания, издательство, количество страниц и иллюстраций).
Подсказки:
- Начинайте собирать всю информацию о городе, которую найдете, сортируя по видам.
- Подумайте, есть ли в городе места, где может быть максимальное сосредоточие информации. Посещайте эти места. Например, можно проверить, существуют ли рекламные проспекты в музее или в туристических компаниях; какая пресса распространяется на правах рекламы в кафе города.
- Посвятите этому этапу 1,5 – 2 месяца. Возможно, в этот период вы окажетесь свидетелем и участником какой-либо акции. Например, организация российских или международных соревнований, проведение выставки, празднование дня города.
- Выбирайте доступный и распространенный вид источников. Если мало музейных проспектов, то их можно отложить, и сосредоточиться на журналах.
- Найти журналы, посвященные теме города, не сложно. В Перми, например, продаются и распространяются бесплатно журналы «City», «Банзай», «Выбирай соблазны большого города» и т.д.
- Если вы найдете 3-4 иллюстрированных книги-альбома об исследуемом городе, выпущенных с интервалом в 10-15 лет, то можно выполнить работу, опираясь только на них. Например, вы нашли альбомы о городе Кунгуре, выпущенные в 1966, 1981, 1996 годах. Или книги о городе Губахе, выпущенные в 1968, 1978, 1988, 1998 годах.
- Можно написать уникальную работу, исследуя Internet: какие дискуссии на тему имиджа города, кем, когда проводились; каковы их результаты.
Этап описания:
Приступая к описанию источников, выделите тематические рубрики, из которых, по вашему субъективному мнению, складывается образ города. Выбранные темы примите за план работы. Опишите каждую из рубрик: какие символы в нее входят, как символы связаны друг с другом.
Подсказки:
- Тематические рубрики составляйте из наиболее часто звучащих тем. Понятно, что абсолютно все темы нельзя рассмотреть в работе такого объема. Можно выбрать 4-5 тем. Внимательно читайте источник! Название тем часто лежит на поверхности. Например, журналы пестрят темой «Пермь – культурная столица Поволжья».
- Занимаясь выделением тематических рубрик, отталкивайтесь от символов, расшифровка которых озвучивается общественным мнением или СМИ, подкрепляя свои слова аргументом или цитатой. Вспомните, какие символы участвуют в раскрытии найденной вами темы (Художественная галерея, театр оперы и балета, цирк и т.д.). В качестве аргумента можно предложить такой: «Если к нам приезжают родственники или друзья из других городов, мы обязательно составляем для них культурную программу, куда входит посещение галереи и театра».
- Образ складывается из набора символов. Под описанием источников можно принять узнавание, расшифровку, раскодирование символов. Какие-то символы расшифровываются жителями города или СМИ, а какие-то придется расшифровывать самостоятельно. Это творческая работа.
- Расшифровывая символ, пытайтесь увидеть в нем статичные и динамичные элементы. Статичные – цвет, форма; динамичные – действие. Для описания статичности в символе вы используете прилагательные и существительные, а динамичность описываете глаголами и глагольными формами.
- В конечном итоге, любой символ аскриптивен, т.е. он наполняется тем содержанием, которое исследователь в него вложит.
Этап объяснения:
На этом этапе ваша задача кратко представить готовый образ города; объяснить, почему сложился именно такой образ; какое общественное мнение этот образ способен сформировать. Покажите, что в обнаруженном вами образе города сложилось стихийно, а что создается профессионалами рекламного дела; дайте оценку сделанных выводов.
Подсказки:
- Помните, что цель работы – оценить роль рекламы в создании символов, образа и стратегии презентации города. Не стесняйтесь обнаружить недостатки в работе специалистов public relations. Подумайте, требуется ли вообще работа специалистов по созданию имиджа города.
- Исходите из убеждения, что существуют разные сферы формирования имиджа города, как существуют разные социальные и профессиональные группы, заинтересованные в отстаивании своих интересов через рекламную деятельность. Попытайтесь обнаружить эти группы. Например, «Городские власти склонны позиционировать город как крупный исторический центр (классицисткий памятник Татищеву) с либеральными настроениями (памятник Граалю работы А.Залазаева)». Логично предположить, что свои интересы могут быть у представителей региональной буржуазии, у интеллигенции и т.д.
- Подумайте, удовлетворяет ли сложившийся образ города различные группы людей. Как они могут использовать образ города в своей деятельности?
- Возможно вы обнаружите разницу, между тем, как город представлен для его жителей и как для гостей, туристов, деловых партнеров.
- Используйте в своей работе следующие понятия и словосочетания: стиль, символ, артефакт, презентация, имидж, социальная группа, корпоративные интересы, корпоративная культура, полистилизм, историческое наследие.
Тематическая литература:
- Городские миры: опыт гуманитарного исследования. Сб. статей. – Пермь, 2006.
- Абашев В.В. В поисках Юрятина: Литературные прогулки по Перми. – Пермь, 2005. Электронный ресурс //http://liter.perm.ru/news75.htm (фрагмент книги)
- Абашев В.В. Пермь как текст: Пермский текст в русской культуре и литературе XX века. – Пермь, 2000. Электронный ресурс //http://yuryatin.psu.ru/perm_text/ (фрагмент книги)
|